Нравственная опора самосознания
Последовательному формированию патриотических чувств способствует создание в школах музеев, комнат, залов, галерей, классных уголков боевой и трудовой славы народа, стендов, выставок.
Однако при всём разнообразии форм и методов патриотического воспитания, их эффективности в отдельно взятых школах, на предприятиях, в населенных пунктах в целом многие из них страдают неполнотой содержания. Опросы школьников, изучение материалов воспитательных мероприятий показывают, что в большинстве сельских школ отсутствуют материалы, наиболее полно и последовательно отражающие патриотические события аула, историю, культуру, этнографию родного народа, села, патриотический почин народных заступников, богатырей, героев, мастеров, прославивших народ и Родину.
Героическое прошлое и семейные традиции
Учителя непростительно мало знают и крайне редко используют в процессе воспитания учащихся, в работе с родителями и сельской общественностью традиционные формы проявления семейного патриотизма, прогрессивные патриотические традиции народа. Нет глубоко продуманного и целенаправленного акцентирования внимания воспитуемых на веками упрочившиеся в сознании дагестанского труженика нормы патриотического статуса, т. е. нравственного долга человека перед семьёй, семьи перед родом, рода перед аулом, аула перед народом, каждого из них друг перед другом и всех вместе взятых перед Родиной и государством.
Вследствие таких упущений дети и молодежь чаще сталкиваются лишь с эпизодическими событиями, картинами проявления героизма и патриотизма. В целом неплохо зная историю, довольно поверхностно знают патриотическое прошлое родного народа. Иначе говоря, в сознании воспитуемых появляются пробелы, нарушается закон патриотической преемственности.
Опыт великих трудовых и героических свершений в жизни нашей страны показывает, что наиболее высокий уровень патриотического настроя у людей наблюдается, когда целенаправленно ориентируешь их сознание на глубокие корни героического прошлого трудящихся масс, подводишь их к истине через все пережитое народом. Яркий пример: в годы Великой Отечественной войны выразительные статьи и речи советских писателей, последовательно отразивших героическую историю русского народа, вызывали горячий отклик у защитников Родины. Так, после речи В. Вишневского «Мы можем победить, должны победить и победим» перед молодежью Ленинграда 14 сентября 1941 года около пятисот тысяч человек ушли на фронт добровольцами. Обращения и призывы народных поэтов Гамзата Цадасы, Тагира Хрюгского, Анвара Аджиева, старейшин, тружеников и матерей, воплотившие в себе всю патриотическую историю Дагестана, послужили для воинов-дагестанцев и защитников тыла путеводной звездой к самоотверженному героизму и патриотизму в борьбе с гитлеровским фашизмом. Все это как нельзя лучше говорит о прогрессивном значении не только героического вчерашнего, ближайшего настоящего, но и всего прогрессивного опыта, выработанного в этом аспекте на протяжении веков нашими отцами, дедами и прадедами. Ничто из героико-патриотического прошлого трудящихся масс не может оставаться сегодня вне поля зрения педагогов, родителей, воспитателей и широкой общественности.
Сегодняшним детям яснее нужно показать, что дагестанские народы, как и все народы нашей страны, располагают тысячелетним опытом героико-патриотического воспитания, самобытными традициями трудового, воинского, спортивного и обыденного героизма. Долг педагогов – выявлять все это, показать детям глубокие истоки народного патриотизма. Требования времени обязывают находить все истинные причины, в той или иной степени тормозящие патриотическое становление наших детей.
В чём же они заключаются? Прежде всего в том, что в последние годы мы недостаточно глубоко сознавали человекосозидательную роль родного языка. Родному языку отводилась второстепенная роль во многих школах и семьях. Стремясь к некоему прогрессу, недальновидные родители лишили своих детей возможности читать родную литературу, периодическую печать, познать сокровенные идеи произведений устного народного творчества и материальной культуры.
Между тем равнодушие к родному языку, культуре и традициям беспокоит аксакалов наших сел. Выходит, нашим родителям, педагогам, всей общественности нужно, не откладывая, вернуть родному языку его историческое назначение – быть воспитателем молодого поколения.
Наследие отцов и дедов
Общеизвестно, что духовная и материальная культура народа яснее воспринимается детьми через образцовый пример своих родителей, учителей и общественности.
Недавно нам пришлось задать педагогам ряда школ вопрос: «Что вами лично и бескорыстно сделано для благоустройства школы, села, где вы живете?» К большому огорчению, только единицы могли показать более или менее оборудованные по их личной инициативе стенды, уголки, классы, говорить о добровольном участии в общественно полезных работах села.
А между тем в практике наших отцов и дедов высокую оценку общественности заслуживали и сегодня заслуживают формы и методы патриотического почина и бескорыстного общественно полезного труда. Такие, например, как добровольная чистка и оборудование в селе новых родников, строительство дорог, мостов, мельниц, годеканов, регулярное участие в помощи сельчанам в своевременной уборке урожая…
Нельзя забывать, что, приумножая добрые традиции старших поколений, первые дагестанские педагоги, труженики наших колхозов, совхозов, промышленных предприятий самоотверженно и бескорыстно трудились на строительстве школ и культурных учреждений, совместно с учащимися оборудовали классные комнаты, изготавливали учебный инвентарь, мебель, наглядные пособия. Таких примеров можно привести сотни.
Патриотическое наследие наших отцов нуждается в более пристальном внимании. Педагогическая практика убеждает, что патриотические чувства способны привить детям только те родители и педагоги, кто не словами, а личными качествами, бескорыстными делами и повседневными поступками проявляют себя патриотами села, района, города, республики и всей нашей огромной страны.
Настоящий патриотизм сегодняшних детей нельзя развивать без ежедневного и правдивого показа им положительного примера старших, без привития им с ранних лет заботливого и хозяйского отношения к отцовским родникам, мостам, горным тропам и пастбищам, историческим памятникам и культурным сооружениям родного народа, без внесения человеком конкретного и ощутимого вклада в благоустройство прежде всего своей школы, своего села и города. Патриотизм, как миссия служения Отечеству, формируется в процессе обучения, воспитания и социализации детей и молодежи, подготовки к созидательному труду, служению своей Родине. Важно при этом, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных ожиданий в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью служить своему Отечеству.
Чем глубже и всесторонне осветим мы детям патриотические традиции народа, тем прочнее будут развиваться и формироваться у них патриотические чувства, сознание и поведение, истинная любовь к Родине.
Верное осмысление
Патриотическое воспитание – это неотъемлемая часть общегражданского воспитания личности. Оно опирается на общечеловеческие и национально специфические ценности (жизнь, здоровье, духовность, человеческие нравы, права и свободы личности).
Направлено оно на воспитание патриотов, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к другим народам, их языкам, традициям и культуре.
В последние годы вся здравомыслящая часть российской общественности вновь и вновь осмысливает значение патриотизма для судеб России и ее граждан. Безопасность Отечества требует пересмотра ряда сложившихся за последние десятилетия позиций в структуре отечественного общественного сознания как на обыденном, житейском, так и на идеологическом уровнях. Этот пересмотр касается и форм общественного сознания, таких как духовно-нравственная, государственно-правовая, политическая, религиозная, эстетическая и т. д. В наше время, в эпоху реформирования российского общества, процесс осознания себя патриотом идёт неоднозначно и весьма противоречиво.
Сегодня средства массовой информации, особенно электронные, преподносят нам перспективу мрачного будущего, что никак не отвечает установкам старших поколений, знающих на собственном опыте, что такое самоотверженность во имя будущего.
В этой весьма непростой ситуации крайне важно верно осмысливать, понять и правильно осознавать сущность и смысловую значимость понятия «патриотизм». В последние годы отмечается необходимость и важность патриотического воспитания. Это осознаёт абсолютное большинство ученых педагогов и педагогов-практиков российской школы. В связи с этим следует понимать, что воспитание патриотизма – это не одна из многих составных частей воспитания, это основа воспитания как такового.
Понятие «патриотическое воспитание» широко охватывает большой спектр ценностей и затрагивает разные аспекты жизни: приобщение учащихся к системе духовно-нравственных и культурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, в том числе с помощью литературы и искусства; воспитание потребности в освоении ценностей отечественной и мировой культуры, стремление к участию в культурной жизни общества; формирование интереса к истории и культуре своего края, своей малой родины; формирование у ребят представлений о природном многообразии и ресурсах Отечества и своего края, воспитание любви к природе, окружающему миру и бережного отношения к нему; воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны
и другое.
Патриотизм – это не слепая фанатичная вера, а уважение и любовь к Родине. Хотелось бы остановиться на некоторых аспектах его проявления, а именно на формировании отношения учащихся к родной и дагестанской культуре.
Практика патриотического воспитания учащихся в республике показывает, что ощутимых успехов добиваются те воспитатели, кто в своей работе умело опирается на прогрессивный опыт старших поколений, привлекает самые разнообразные взаимодополняющие высокоэффективные средства, формы и методы патриотического воспитания. В качестве эффективных форм патриотического воспитания уже многие годы оправдывают себя встречи с ветеранами войны и труда, слёты трех поколений, слёты солдатских матерей, торжественные вахты, караулы учащихся у памятников славы, торжественные проводы призывников и встречи молодых воинов.