О космодроме, и не только

К сожалению, слово «халтура» относится не только к разработчикам проекта Стратегии, но и к некоторым её критикам. Уважаемые оппоненты, пожалуйста, пишите серьезные материалы! Не ленитесь «посидеть» часок в интернете, найти нужные документы, почитать опубликованные по теме статьи! Тогда получится профессиональная дискуссия, а не тот «блондинистый трёп», который всё чаще приходится читать под видом «солидной критики». Например, я ожидал от обещания г-на И.Узалова «разгромить идею строительства космодрома» («Большие дела» 16.09.2008 и 23.09.2008) логики и аргументов. К сожалению, не дождался. Постараюсь дать читателям возможность ознакомиться и с моим взглядом на этот проект.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
В сентябре этого года в программах РГВК, радиостанции «Эхо Москвы (Махачкала)» и в двух республиканских еженедельниках обсуждалась идея строительства в пустынных районах Северного Дагестана нового российского космодрома гражданского назначения «Западный».
Почему вдруг? Причин несколько. Во-первых, стала актуальной проблема переноса космических программ, реализуемых на космодроме «Байконур», на российскую территорию. Во-вторых, в ноябре 2007 года Президентом РФ В. Путиным был подписан Указ о создании в Амурской области космодрома «Восточный». Строительство этого объекта начнется в 2010 году, его заявленный бюджет – 180 млрд. рублей. В середине сентября из федерального бюджета уже начали выделяться деньги на этот проект.
Однако из-за своего географического положения космодром «Восточный» не может претендовать на большинство космических программ «Байконура». Он расположен севернее и сильно удален от центров космической промышленности. Решение о его строительстве имеет чисто политические, лоббистские корни.
Поэтому появилась необходимость поиска на европейской части России еще одной площадки для размещения инфраструктуры космодрома с перспективой перевода на эту базу программ, специалистов и оборудования с «Байконура». Наиболее перспективными для этой цели являются районы Ставропольского края, Дагестана и Калмыкии (близ бассейна реки Кума).
На мой взгляд, этот объект может изменить к лучшему жизнь в нашей республике. Поэтому нам стоит включиться в борьбу за размещение космодрома на дагестанской территории.
КООРДИНАТЫ
Предполагаемое место расположения космодрома: дагестанский участок Прикаспийской низменности в треугольнике Южносухокумск — Кочубей – Артезиан (44° 40 северной широты и 46° восточной долготы) площадью примерно 400-800 кв. км. По площади это почти в 10 раз меньше, чем у Байконура, но современные космодромы очень компактны.
Предполагаемые сроки строительства: 2010-2016 гг. Здесь важно не сильно отставать от «Восточного», чтобы претендовать на самые прибыльные части космической программы.
Объём финансирования: 200-400 млрд. рублей. Точную цифру можно будет назвать после утверждения проектно-сметной документации. Она будет зависеть от того, какие именно программы будут реализовываться на этом космодроме.
Основной источник: федеральные инвестиции. Например, дирекция «Восточного» не исключает и частного финансирования строительства космодрома. А для нас объектами частного инвестирования могут стать смежные сектора (промышленные и инновационные предприятия, туристическая инфраструктура и т.д.).
Задача космодрома: частично разгрузить Байконур, взяв на себя часть запусков искусственных спутников, доставки грузов на Международную космическую станцию, а также некоторых пилотируемых программ.
Сейчас активно обсуждается тема создания нового российского космического корабля многоразового использования. Вместо того, чтобы создавать для этого корабля инфраструктуру на «Байконуре», можно использовать территорию нового космодрома. Долгосрочная цель состоит в том, чтобы к окончанию срока аренды «Байконура», перенести большинство космических программ из Казахстана в Дагестан.
ПРЕИМУЩЕСТВА
В начале 1950-х гг. при выборе места для будущего космодрома СССР в качестве одного из трех основных вариантов рассматривалось западное побережье Каспийского моря (район Дагестанской АССР). Амурская область и Приморский край как варианты даже не рассматривались. Исторически Дагестан мог стать «колыбелью» советской космонавтики.
На территории России у дагестанского космодрома абсолютное преимущество в географическом положении (схожие условия лишь у г.Находка в Приморском крае). По сравнению с «Восточным», выгодная широта дагестанского космодрома позволит экономить до 14% топлива или груза (это в среднем $4 млн. на каждом запуске).
Дагестанский космодром близко расположен к заводам-производителям ракетоносителей Самарскому РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (серия “Союз”) и Московскому государственному космическому НПЦ имени Хруничева (серия “Протон”), а также к предприятиям ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П.Королева. По сравнению с «Восточным», Дагестан в 4-5 раз ближе к этим заводам. Есть возможность транспортировки ракетоносителей дешевым водным транспортом по Волге и Каспию. Доставка грузов на дагестанский космодром будет в разы дешевле и быстрее.
ВЫГОДЫ
Космодром может коренным образом изменить отношение к Дагестану со стороны федерального центра. Вместо проблемного региона Дагестан превратится в перспективный регион с крупным объектом федерального значения.
Строительство в Дагестане космодрома (и даже просто анонсирование этого проекта в федеральных СМИ) способно позитивно поменять имидж республики в информационном пространстве. Космос – это отрасль ХХI века, которая доступна всего нескольким крупнейшим странам мира.
Для проекта не нужны деньги республиканского бюджета. Но он способен привлечь крупные федеральные инвестиции (30-50 млрд. руб. в год).
Космодром – это примерно 25 тыс. новых рабочих мест. А еще есть смежные предприятия, которые могут выполнять какие-либо заказы.
Для космодрома подойдут самые бросовые земли самых незаселенных дагестанских районов. Он станет «точкой роста» в освоении территории Северного Дагестана.
Космодром позволит задействовать мощности машиностроительных предприятий Северного и Центрального Дагестана (создание элементов космического кластера), коммерциализировать инновационные разработки космической сферы в виде конкурентоспособной продукции. Никто не говорит, что в Дагестане будет сосредоточена вся цепочка от проектирования до производства ракетной техники (непонятно откуда это взял г-н Узалов). Но какую-то часть оборудования из этой цепочки (возможно, что самую простейшую) будет выгоднее производить на заводах Дагестана и Ставропольского края. Космодром лишь даст возможность нашим предприятиям встроиться в цепочку (так же, как сейчас некоторые заводы пытаются встроиться в систему автомобильной промышленности).
Космодром позволит Дагестану претендовать на создание крупного научного и образовательного центра федерального уровня. Основа этого – десятки тысяч специалистов «Байконура», которых нужно постепенно перевозить в Дагестан.
ЦЕНА БАЙКОНУРА
Чей Байконур? «Байконур — это огромное достояние, которое досталось Казахстану после раздела имущества Советского Союза», — заявил Президент РФ В.Путин 10 мая 2007 года. Байконур – это не наш объект, так же, как и Севастополь. В обоих случаях мы лишь квартиранты.
Любой читатель прекрасно понимает разницу между арендованной квартирой и той, которая находится в его собственности. В арендованной квартире никто не будет делать хорошего ремонта, покупать мебель и технику. Потому что хозяева могут в любой момент попросить жильцов съехать. «А договор аренды?», — напомнят оппоненты. Спросите у В. Ющенко, что делают с договорами аренды. «Но Казахстан – наш союзник!», — могут парировать критики. А Украина и Грузия тоже были союзниками ближе некуда.
Отношения между Россией и Казахстаном по поводу аренды Байконура с экранов телевизора выглядят радужными. На самом деле всё так же, как и с арендой квартиры, только цифры другие.
За аренду Байконура Россия платит Казахстану $115 млн. в год, плюс 3-5% доходов от коммерческих запусков ($50 – 100 млн. в год) и ещё $50 млн. на поддержание инфраструктуры космодрома. Но этой суммой дело не ограничивается. Продление аренды – это всегда предмет политического торга.
В последний раз, помимо арендной платы, Россия списала $239 млн. казахстанского долга за электроэнергию и увеличила квоты пропуска казахстанской нефти по российским трубопроводам.
Председатель правления национальной казахской компании «Казкосмос» Серик Туржанов заявлял, что «На самом деле, стоимость аренды Байконура составляет $350 млн. в год». Поэтому в дополнение к арендной плате казахским специалистам передана часть подрядов на монтаж космических аппаратов. Это примерно $3-5 млн. с каждого аппарата. Умножьте на сотни запусков с Байконура и увидите еще несколько сот миллионов долларов.
Г-н И.Узалов не мог найти признаки космической кластеризации Казахстана. А, на мой взгляд, он просто не искал. Конечно, пока казахи не могут потянуть всю цепочку космического кластера, но они учатся, бесплатно перенимают космические технологии и готовят своих специалистов.
БАЙКОНУР: НЕФТЬ И ГАЗ
«Байконур — это объект, который никому, кроме России, не нужен», — утверждает г-н И. Узалов, мотивируя это тем, что сдавать в аренду больше некому. К сожалению, это масштаб мышления владельца контейнера на вещевом рынке. Байконур, Севастополь и другие подобные объекты – это вопрос политики, а не «конкуренции на рынке аренды космодромов». Назарбаев не вечен. Условия игры могут измениться так, что функционирование объекта станет невозможным. Поэтому дело даже не в сотнях миллионах долларов, а в возможности контролировать ход событий.
Если мы заглянем в договор аренды космодрома (статья 4), то увидим, что Казахстан может в любой момент прервать аренду, уведомив Россию за 6 месяцев. Для космодрома – это примерно то же, что и 6 дней для квартиры (собрать вещи и выметаться вон).
Однако судьба «Байконура» предрешена в любом случае: часть арендуемой территории находится в нефтегазоносной зоне Арыскумского прогиба. Если аренда космодромов – дело штучное, то аренда нефтяных месторождений – очень даже массовое.
Пока Казахстан разрабатывает другие месторождения (ежегодная добыча 70 млн. тонн, запасы 4 млрд. тонн) и нацелен на освоение шельфовых месторождений Каспия, то Байконур – ждет. К 2030 году ситуация изменится кардинально. Но, думаю, что уже в ближайшие 10-15 лет от «Байконура» начнут отрезать большие куски территории.
БАЙКОНУР: КЛИМАТ
«Что заставит специалистов космической сферы поменять Амурскую область и Казахстан на Дагестан?», — вопрошают критики.
Про «Восточный» всё понятно: зима с сентября по апрель, 50-градусные морозы, сильный ветер в межсезонье.
С «Байконуром» всё намного сложнее. С одной стороны много солнечных дней в году, мало осадков, низкая влажность, короткая зима. Но для людей климат ужасный. Летом 40-градусная жара, зимой – 40-градусный мороз. Летом — песчаные суховеи, зимой — снежные бураны. Грунт засолен, подземные воды агрессивны. Уложенные в грунт трубы и электрические кабели минимум через год, максимум через три года выходят из строя из-за коррозии. С конца 80-х годов, несмотря на большой водозабор из артезианских скважин, на космодроме и в жилой зоне ощущается острая нехватка воды.
После обмеления Сырдарьи и Аральского моря местность наводнили ядовитые змеи, каракурты, скорпионы, тучи комаров. Поскольку космодром расположен на пути миграции сусликов и тушканчиков (разносчиков холеры и чумы), то людям приходится жить в условиях напряженной эпидемиологической опасности. Большинство населения уже переболело гепатитом.
После всего этого набора климатических рисков Дагестан кажется курортом.
БАЙКОНУР: ЭНЕРГЕТИКА
«Байконур» получает электроэнергию от собственной ТЭЦ, ГРЭС в Кзыл-Орде (Юж-энерго) и в Джезказгане (Карагандаэнерго). Внешние энергосистемы не синхронизованы, поэтому при переключении энергопитания с одной системы на другую из-за различных потенциалов на контактах часто взрываются высоковольтные выключатели. Почти ежедневно существуют перерывы в энергопитании или падения напряжения более чем на 30%. Это приводит к остановкам и поломкам оборудования, включая непрерывные производства. Например, азотно-кислородный завод после каждого сбоя в подаче напряжения прекращает работу, а очередной запуск оборудования и выход на нормальную мощность по технологическим причинам требуют 12 часов. Собственная ТЭЦ имеет малую мощность и не может даже удовлетворить потребности жилых массивов в горячей воде.
Для космодрома нужна мощная и стабильная энергосистема. А у Дагестана есть энергоресурсы. Космодром – это причина, по которой Федеральный центр профинансирует ускоренное развитие дагестанской энергетики.
Нужно рассказывать, сколько цемента и стройматериалов требуется для строительства стартовых площадок и взлетно-посадочных полос?
Поэтому космодром – это не только создание ракет, запуск и посадка, но и множество связанных с этим видов деятельности. В том числе и туризм. Космический центр им. Кеннеди в США ежегодно посещает более 1,5 млн. туристов (туристы-космонавты не в счёт). Это почти столько же туристов, сколько запланировано в проекте Стратегии-2020. Гражданский характер космодрома позволит нам развивать эту сферу. Но для этого нужны планетарии, музеи, демонстрационные центры управления полетами, гостиницы мирового стандарта. И такого не будет ни в Турции, ни в Египте.
ЭКОЛОГИЯ
Страдает ли экология от строительства космодрома? Да. Как и при строительстве любого промышленного объекта подобных масштабов. Проблема заключается в величине экологического ущерба и возможности его восполнения.
Если ознакомиться с содержанием статей об экологии «Байконура» и «Плесецка», то окажется, что единственный доказанный вред – это загрязнение территории обломками первой ступени ракетоносителей (в Казахстане еще пострадали маршруты миграции сайгаков).
Многие из тех, кто критикует идею космодрома с позиций экологического ущерба, ссылаются на личный опыт службы в ракетных войсках. Баллистические ракеты работают на токсичном топливе, которое явно не благоухает. Согласен. Некоторые ракеты («Циклон» и «Протон») используют токсичное топливо («гептил» и «амил»), и если оно выгорает не полностью, то загрязняет окружающую среду. Несмотря на токсичность, гептил уже более 40 лет используют в качестве ракетного топлива США, Франция, Китай и другие страны. Проблема признана и уже есть более безопасные модификации ракетоносителей. Но сейчас ракетоносители с токсичным топливом на «Байконуре» уже не применяют. А ракеты «Союз» — основные «рабочие лошадки» используют в качестве топлива жидкий кислород, керосин и перекись водорода. Есть и более экологически чистые варианты топлива (на основе жидкого кислорода и водорода). То есть продукты сгорания большинства ракетоносителей или как у реактивного самолета, или водяной пар. При аварии ракеты примерно те же экологические последствия, что и в случае падения самолета. Мы же не отказываемся от авиатранспорта из-за риска загрязнения территории обломками авиалайнеров. Катастрофы ракет уже давно исключение, а не правило.
Есть и ряд спекулятивных утверждений о том, что космодром влияет на здоровье людей, живущих в его окрестностях. В период гласности было сломано много копий на ниве возмещения ущерба, наносимого экологии «Байконуром». Этим особенно прославился бывший первый секретарь Джезказганского обкома КПСС Ежиков-Бабаханов. Схема всегда одна: «дай денег»! Однако многочисленные исследования не принесли доказательств того, что ухудшение статистики по онкологии и другим заболеваниям вызвано космодромом.
Наша экология и сейчас неблагополучна (начиная от воды и атмосферы и заканчивая мусором). Наличие космодрома позволит хотя бы проводить мониторинг экологической ситуации и заниматься профилактикой заболеваний.
ПАДЕНИЕ СТУПЕНЕЙ
«Что произойдет, если какая-либо отработанная ступень ракеты рухнет на нефтедобывающую платформу, да ещё в её самое уязвимое место?», – спрашивает г-н И. Узалов.
Отвечаю. Отработанные ступени, где попало, не падают. Траектория запуска ракет – вещь очень точная и математически выверенная. Иначе бы вся наша ракетная мощь потеряла бы смысл. Если цель – Ниагарский водопад, то приземление пройдет с точность до квадратного километра. Если ракету собьют по пути, то обломки упадут строго по траектории полета, а не случайным образом. Космические ракеты летают по тем же законам, что и баллистические. Поэтому задавать вопрос: «А не упадет ли она на проходящий по Панамскому каналу прогулочный лайнер?» — мягко говоря, некорректно.
В тактико-технических требованиях к любой разрабатываемой ракетной технике один из ключевых пунктов — «увод отделяющихся частей ракетоносителя в заданные районы падения». И принципиально эта задача была решена ещё в 60-х годах прошлого века.
Но куда будет падать космический мусор? Для легких «Циклонов» (стартовая масса 186 тонн) и рабочих лошадок «Союз» (306 тонн) – место падения первой ступени — 374-380 км от точки старта. Для «Протонов» (700 тонн) – около 400 км. Для тяжелых ракет типа «Энергия» (2400 тонн), той, что выводила на орбиту «Буран», — 426 км от старта.
Если мы попытаемся проследить траекторию на восток, то увидим, что точкой падения обломков будут воды Каспия (Мангышлакский залив или залив Комсомолец). Никакие ступени нам на головы падать не будут. Ракеты запускают на восток и никакая их часть физически не может упасть на несколько сот километров западнее или южнее. Шансы угодить ракетой в нефтяную платформу на Каспии также равны нулю (просто трасса полета проходит в стороне от месторождения).
«ВОСТОЧНЫЙ»
«Амурский космодром планируется создать всё-таки не в чистом поле, а на базе законсервированного ракетного полигона», – утверждает г-н И. Узалов.
Вся эта инфраструктура – это остатки расформированной 27-й дивизии ракетных войск стратегического назначения (осталось 5 шахтных пусковых установок баллистических ракет из 60 и одна установка для ракеты «Старт-1»).
Что такое ракета-носитель «Старт-1»? Это бывшая боевая баллистическая ракета РС-12М «Тополь» (SS-25), к которой в ходе конверсии добавили четвертую ступень. Стартовая масса «Старт-1» — 47 тонн, вывод полезного груза – около 1 тонны. Большинство ракет, используемых в космонавтике в десятки раз тяжелее и их КПД минимум в 2 раза больше.
Всего с этой площадки было запущено 4 ракеты «Старт-1» две в 1997 году и по одной в 2000 и 2001 гг. С тех пор ни одного старта.
Таким образом, никакой космической инфраструктуры у «амурского космодрома» нет. Есть остатки ржавеющей военной техники и несколько тысяч военнослужащих, которых некуда девать.
А если говорить про затраты на транспортировку («транспортные издержки – далеко не самая главная составляющая бюджета в этом деле», — утверждает г-н Узалов), то возить ракеты на экватор дешевле, чем на «амурский космодром». Кстати, дороговизна транспортировки – это главный недостаток проекта «морской старт» (он же космодром на экваторе).
ЛОГИКА ИЖДИВЕНЦЕВ
У противников космодрома был еще один довод – защита земель малочисленных народов. В качестве примера приводились ботлихский и иные военные объекты. Их довод: федералы, построив военные городки, должны решить все социальные вопросы районов. Но это — логика иждивенцев, которые вместо того, чтобы самим менять свою жизнь в лучшую сторону, как манны небесной ждут федеральных денег. Для нас — это путь превращения Дагестана в зону национально-культурных резерваций, своеобразные «заповедники дагов».
Мы можем с пеной у рта кричать: «Не отдадим дагестанские солончаки под космодром!» И даже отстоим эти бросовые земли от перспективы иметь нормальные дороги, больницы и зарплаты.
А вот соседняя Калмыкия, думаю, будет не столь щепетильна. И когда космодром будет давать калмыкам приличную работу и уровень жизни, то пусть защитники нашей «национальной самобытности» приедут в Северный Дагестан и объяснят людям, что именно они отстояли их родные солончаки от многомиллиардных инвестиций.
И НЕ ТОЛЬКО…
Помимо вопросов, связанных с космодромом, в той же статье г-н Узалов интересовался: «Почему доктрину должен разрабатывать Экономический совет при Президенте РД?»
Отвечаю, так записано в положении об Экономсовете, утвержденном Указом Президента РД. В положении об Минэкономики РД записано, что они занимаются разработкой Стратегии. Каждый должен заниматься своим делом.
И вновь поясняю. Стратегия – это не просто кипа бумаги и не научный трактат. Стратегия – это система мер государства, позволяющая достичь неких целей. Но до этого нужно договориться о том, какими будут эти цели. Поэтому и нужна Доктрина – предмет для переговоров власти, бизнеса и общества.
Уважаемые оппоненты, не путайте аналитическую и целевую часть работы над Стратегией! Не путайте практику и научную работу! Сделанные анализ и выводы, какими бы блестящими они ни были, не сделают нашу жизнь лучше! Они служат лишь базой для понимания того, что делать и как делать!
И цели развития Дагестана должны ставить все заинтересованные стороны, а не только «группы разработчиков». Они приходят и уходят, а нам с этим жить!
Статьи из «Общество»
Духовный смысл Курбан-байрама

История одного села: Кубачи

Любовная травма

Особый склад характера

Памяти защитников Ленинграда

Родом из Куруша
