Облачиться в боевку – и в огонь
Ежегодно 30 апреля в России свой профессиональный праздник отмечает одна из самых жизненно необходимых служб быстрого реагирования – пожарная охрана. Праздник учрежден Указом Президента РФ от 30 апреля 1999 года № 539 «Об установлении Дня пожарной охраны», учитывая исторические традиции и заслуги пожарной охраны, её вклад в обеспечение пожарной безопасности Российской Федерации.
… В их работе счет идет на секунды. После того, как поступил сигнал о возгорании, пожарный расчет должен выехать на место ЧП не позже чем через минуту. За это время пожарные должны успеть облачиться в защитный костюм (на их жаргоне — боевку), который весит около 5-7 кг. Он 15-30 секунд способен выдерживать соприкосновение с открытым пламенем, также малочувствителен к соприкосновению с предметами, нагретыми до температуры 400оС. Кроме того, в снаряжение огнеборца входит дыхательный аппарат и лом. В общей сложности вес снаряжения может доходить до 40 кг.
Пока спасатели натягивают боевку, водители заводят машины и выкатывают их на плац. Цистерна обязательно должна быть полностью заполнена водой.
«Резервуар вмещает 7,5 тонны. Но при тушении пожара этого хватает на 10-15 минут, за секунду из рукава выпускается до 40 литров. Поэтому возникают досужие домыслы, что якобы мы приезжаем на место ЧП без воды», — говорит старший инструктор-пожарный специализированной части по тушению крупных пожаров Залимхан Ахмедов.
Из той же категории байка о том, что пожарные постоянно спят на службе. «Сотрудник дежурного расчета находится в постоянной боевой готовности. Сигнал тревоги может поступить каждую минуту. В такой обстановке, даже если захочешь, не уснешь», – говорит начальник спецчасти Сиражулав Габибулаев.
Что чувствует человек, готовящийся вступить в схватку с безжалостной смертоносной стихией, как удается справляться со страхом?
— Самое главное, ты должен быть уверенным в своем товарище. Чувство локтя играет очень большую роль. Борьба с огнем или другим природным бедствием – это не героизм одиночек, а тяжелый коллективный труд. В дежурном расчете – 16 человек. У каждого своя конкретная задача. Борьба с пожаром или другим стихийным бедствием – это спецоперация особой сложности. Каждый ее участник должен точно знать свой маневр и выполнять его максимально точно и быстро, — считает пожарный Шамиль Ибрагимов.
По его словам, средства индивидуальной защиты все время совершенствуются.
— Раньше, входя в сильно задымленное помещение, пожарные использовали кислородно-изолирующий противогаз. Но это плохо отражалось на зубах, они крошились. Сейчас в противогазы закачивают абсолютно безвредный сжатый воздух. Защитный костюм также стал намного безопаснее, удобнее и легче, — продолжает он.
В арсенале современных огнеборцев самая разнообразная техника. АГДЗ-16 (автогазодымозащитная машина) используется, если среда, где предстоит работать, непригодна для дыхания. На крупные ДТП выезжает аварийно-спасательная машина, оснащенная мощным гидравлическим оборудованием, способным разжимать или разрезать сплющенный от удара металл. Пенная машина нужна для тушения горящих ГСМ. А еще в автопарке спецчасти есть бронированный «Урал». На нем составы выезжали на место проведения контртеррористических операций.
По словам спасателей, в первую минуту они зачастую выслушивают упреки, что приехали поздно. Но к этому относятся спокойно. «Мы понимаем, что люди, пострадавшие в ЧП, испытывают сильный психологический стресс и изливают его на нас. Потом, отойдя от шока, они благодарят нас», – говорит Алисултан Хасбулатов.
В то же время сами наши сограждане своими действиями затрудняют работу пожарных. Драгоценное время тратится на то, чтобы отогнать от места ЧП праздных зевак.
— Во всем мире люди пытаются отойти подальше от места опасности. У нас наоборот: пытаются пробраться поближе, снимают на телефоны, как будто это развлекательное зрелище, – удивляется мастер-пожарный Афутдин Везиров.
Другая проблема – припаркованные в самых неподходящих местах машины. Пожарным приходится перетаскивать их вручную. Но если машины можно перетащить, то куда отодвинешь новостройку, перекрывающую подъезды?
— Зачастую у пожарного состава элементарно нет возможности подъехать к месту возгорания. Город абсолютно неприспособлен к таким ситуациям. При строительстве частных домов или многоэтажек не соблюдаются противопожарные разрывы. У нас дома строят чуть ли не друг на друге. Приходится машину оставлять за 100-150 метров от эпицентра возгорания и прокладывать рукава, а это влечет потерю давления, отчего и падает эффективность тушения. То стоят блоки, то шлагбаумы установлены. И противопожарное водоснабжение оставляет желать лучшего. При строительстве гидранты закапывают, не найти, — говорит А. Везиров.