Общность природы народа
Времена… В суровые непростые периоды они меняют привычные представления, характеризующиеся сложными судьбоносными событиями, принося не только военный опыт, но и тот, что скрепляет ещё большими, чем прежде, узами братства. Может быть, поэтому единство народов воспринимается нами, современниками, сквозь призму не только исторических событий, когда судьба горного края подвергалась испытаниям, но как связку с днём сегодняшним, когда в ходе проведения спецоперации на Украине решается судьба нашей страны, а значит, каждого из нас.
Как и тогда, в стародавние времена, так и теперь дагестанцы воюют не с родственным народом, но с ворогом, чужаком, пришедшим на соседнюю землю, чтобы разобщить некогда единый народ, разорвать связь времен. Ведь как не крути, невозможно представить, что скрепленное веками не только ёмкое, но всеобъемлющее понятие, связывающее корневой основой, что зовётся голосом крови, может превратить два родственных народа в противоборствующую силу.
Вновь обращаясь в прошлое, с необыкновенной ясностью осознаёшь, что народное единство, словно бурная речка, что через столетия проносится по глубокому руслу времени. Оно проверяется на прочность в войнах, проявляя несгибаемость, своеобразный исторический атавизм, навсегда спаянный с характером народа. Это проявляется в незыблемом кодексе чести российского народа и некогда вольных горных обществ, обладающих особой формой государственного устройства, что и ныне может служить примером власти демоса, сохраняющего поразительное свойство единения в самые трудные времена.
И ныне прослеживается общность глубинной природы дагестанского народа. Она диктует особый жертвенный порыв, во все времена она одолевает напасть, кажущуюся непобедимой, обладает гипнотическим воздействием отваги. Думая об этом, дивишься тому, что даже самая страшная сила не в состоянии противостоять единству народа, не поддающемуся никаким угрозам, готовому биться до изнеможения, чтобы победить или умереть непокоренным.
Истоки… Они берут начало с тех времен, когда в середине восемнадцатого века непобедимый персидский полководец Надир-шах двинулся на Кавказ со стотысячной армией, уверенный в том, что вмиг покорит крохотный клочок земли. Но на границе с Андалалом, в местечке под названием Хициб, владелец мира потерпел поражение. Об этом свидетельствует древний эпос, запечатлевший в поэтическом повествовании необыкновенный подъём народов, собравших под свои знамена в боевые дружины, живущие на исторической земле, многочисленные этносы.
Это была великая битва, продолжавшаяся пять дней в огне, в густом дыму, окутавшем вражеские орудия. Дагестанцы противостояли неодолимой злой силе, не зная устали. Вместе с мужчинами сражались женщины, умирая рядом с воинами. Это был высокий подвиг, ставший олицетворением края, взять который силой невозможно. Эта историческая победа осталась символом непобедимости горцев на века.