Один едим, два бросаем
Проблема мусора сводится не только к деятельности операторов по его сбору и вывозу. Свою роль в ее решении можем сыграть и мы, потребители. Ученые во всем мире давно бьют тревогу по поводу чрезмерного потребления человеком ресурсов планеты.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН сравнила, как изменились объемы потребления за последние 50 лет. Согласно их подсчетам, те ресурсы, которых хватило на весь 1969 год, в 2019 г. были израсходованы за полугодие. Соответственно растет и объем отходов, в огромной своей части попадающих в природную среду. Причем проблема не только в том, что мы много потребляем, а также в том, что мы потребляем нерационально.
На это указывает еще одна статистическая выкладка экспертов ООН по продовольствию. Каждый год около трети всего производимого продовольствия (а это 1,3 млрд тонн стоимостью около 1 трлн долл.) оказывается в мусорных контейнерах потребителей и магазинов или портится из-за плохо организованного сбора, транспортировки и хранения.
Такая ситуация характерна для всех стран в той или иной мере. К примеру, в России ежегодно оказывается на свалках около 17 млн тонн еды. Вот вам и загрязнение почвы, воды и воздуха.
Вырваться из этого порочного круга можно в том случае, если мы, потребители, изменим свое поведение. Это означает, во-первых, отказ от чрезмерного потребления, во-вторых, переход на продукцию так называемой «циркулярной» экономики, в которой отходы не выбрасываются, а повторно используются и регенерируются.
Эти идеи не новы. Во всем мире ответственные потребители уже давно переходят на такую модель поведения. Например, отказываются от использования одноразовых пакетов, пластиковой одноразовой посуды. Есть такие люди и у нас, но пока они в подавляющем меньшинстве. Быть может, мусорный коллапс в Махачкале и Каспийске подвигнет нас последовать их примеру.
Еще одним способом решения проблемы снижения отходов считается так называемый фудшеринг, когда вы безвозмездно делитесь ненужной вам едой с тем, кому она пригодится, или продаете за минимальную цену. Это явление также быстро развивается в мире. С этой целью энтузиастами создаются специальные сервисы, которые облегчают задачу передачи продуктов.
Между тем, как считает президент общественного объединения «Комитет защиты прав потребителей Республики Дагестан» Али Алиев, одними такими мерами, как рациональное потребление или обмен продуктами, проблему не решить. Они должны идти в комплексе с другими механизмами.
«Многое зависит от производителей продукции и продавцов. Они должны оптимизировать свои процессы так, чтобы отходов было меньше. Сегодня большое количество продукции приходит в негодность именно в рамках цепочки производитель – продавец. Причем возникающие в связи с этим расходы и те, и другие зачастую стараются переложить на потребителей.
Производители вместо того, чтобы отбраковывать некондиционную продукцию, переводя ее в свои потери, поставляют торговым организациям, которые в свою очередь, даже обнаружив ненадлежащее качество, реализуют ее потребителям. Или другой случай, когда не реализованную в срок продукцию продают потребителю, перемаркировав срок годности. Если просроченные продукты и возвращаются поставщику, они им не утилизируются, а используются в производстве новых партий продукции», – говорит А. Алиев.
Для предотвращения таких явлений недавно Государственной Думой был принят закон, запрещающий торговым организациям возвращать поставщикам продовольственные товары, не реализованные в течение срока годности. По мнению разработчиков закона, это должно было подвигнуть продавцов и поставщиков улучшить планирование поставок, более эффективно контролировать срок реализации товаров.
Между тем, как показал наш опрос представителей некоторых торговых сетей, действующих в республике, никто из них не слышал о подобном законе. А на вопрос, что вы делаете с продукцией, у которой истек срок годности, следовал ответ: возвращаем производителю.
По словам А. Алиева, в качестве меры, направленной на снижение потерь, Союз потребителей России давно предлагал освободить организацию, уценившую или безвозмездно направившую на благотворительные цели часть принадлежащих ей товаров с приближающимся сроком годности, от обложения налогом на прибыль и НДС. В конечном итоге были приняты половинчатые меры: в июне 2020 года налог на прибыль для жертвователей убрали, но оставили налог на добавленную стоимость.