X
09:39 20.04.2018

Окно в огромный мир

А он и не сопротивлялся. Студенту педвуза нравилось общение с детьми, уроки, на которых, раскрывая мир своим ученикам, он и сам испытывал чувство гордости за то, что он – учитель. Это сейчас в Интернете чего только не накидано, сетует он. И не знаешь: радоваться прогрессу или ужасаться тому, что он замыкает сознание детей на второстепенном или, что еще хуже, вовлекает их в виртуальные игры, отторгая от реального мира.

Сегодняшний ученик не хочет читать вообще, его и за уши не притянешь к книге, сетует директор. Это обидно. Раньше человека, обладающего библиотекой, миллионером считали. А сегодня на книжных развалах такую классику видишь, что раньше и во сне не могла присниться.

— Я часто задумываюсь над тем, – размышляет он, – как вернуть детям классическую школу. Нет, я не имею в виду прежнюю систему образования (хотя и не помешало бы), а то прежнее отношение к школе как к источнику знаний. Коллеги меня уверяют, что это невозможно. Да, слишком быстро устаревают знания, и учитель для ученика сегодня не наставник, а скорее попутчик, подкрепляющий теорию практикой, развивающий наклонности к тому или иному предмету, говоря современным языком, профильному обучению. Все верно, но хочу сказать, что в непростой работе педагога непреложной истиной должно оставаться воспитание учеников не однобокими узкими специалистами, а образованными людьми, для которых школа – окно в огромный мир без начала и конца. Но для этого и самому педагогу необходимо трудиться, опережая вопросы пытливых учеников.

Да, таких учителей можно по пальцам пересчитать. И директор соглашается с мнением многих, что сегодня в педагогику идут неудачники. Слишком незначителен престиж профессии, к которой ранее стремились самые лучшие, а сегодня уроки в школе ведут троечники педвузов. Отсюда и бесконечная карусель взаимных обвинений: слабые выпускники школ – слабые выпускники вузов. Валиев уверен, что назрела уже необходимость разработать госпрограмму для молодых специалистов, чтобы они в очередь становились в школу. И это должно относиться не только к сельской, но и городской школе.

А еще – это уже личная точка зрения директора – не дело это, отдавать школу только в женские руки. И он объясняет – почему. В семье, а уж тем более в дагестанской, авторитет отца во все времена оставался незыблемым. Вот и в школе ребенок должен чувствовать твердое мужское плечо, дать ему почувствовать, что мужское слово твердое и его надо не просто держать, а нести по жизни.

Дибир Шарапудинович вспоминает времена начала 90-х, когда школы разваливались, а педагоги подыскивали место, где заработок повыше. Он тогда, чтобы прокормить семью, устроился в департамент налоговой полиции республики, работал заместителем начальника Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы Махачкалы. Казалось бы, чего еще нужно: дослужился до высоких чинов, не бедствовал. Но в душе всегда точно знал, что в школу все равно вернется. В 2016 году, когда предложили возглавить Республиканский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей, обрадовался. Думал, ну вот, началась настоящая работа.

Тогда он и представить не мог, насколько из рук вон плохо там обстоят дела. Первое, что сделал, открыл журнал успеваемости учащихся и не поверил своим глазам: что «одаренные» детки не вылезают из двоек. Многие из них, попав сюда по протекции, не то что талантом, элементарными знаниями не обладали. Директору пришлось применить жесткую тактику: избавился от «блатных», распрощался и с частью педагогического коллектива, взамен пригласил владеющих самыми современными методиками опытных учителей, для которых слово инновация было не обезличенным, а конкретным прикладным понятием.

— Я хотел, чтобы наши выпускники вырастали творческими людьми, чувствовали себя на равных с ровесниками из самых продвинутых российских, регионов. Да что там российских, – международных престижных учебных заведений.

Именно такие, как мой собеседник, неравнодушные, переживающие за судьбу современного образования руководители и поднимают с колен школу, выявляя талантливых, одаренных детей, на которых и делает ставку наша страна, республика. Достаточно сказать, что лицей по итогам независимого анализа включен в список 200 лучших образовательных организаций, обеспечивающих высокий уровень развития способностей. Ему вручен сертификат Московского центра непрерывного математического образования при информационной поддержке «Социального навигатора» МИА «Россия сегодня» и «Учительской газеты». Сюда прибавьте участие лицея в различных всероссийских, республиканских конкурсах и предметных олимпиадах для одаренных детей, математических сборах в Сочи-Сириус, республиканском этапе Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», международной олимпиаде по математике от проекта mega-talant.kom., международной олимпиаде проекта intolip.org «Осень-2017», «Зима-2018».

Победы эти не случайны. Директор считает их результатом усилий всего педагогического коллектива. Но, как мне кажется, Дибир Шарапудинович немного лукавит. Он и сам, словно навигатор, определяющий курс своего корабля, тонкий психолог, крепкий руководитель, нацеливающий не только педагогов, но и учеников на высокие результаты. Главное, считает он, надо убедить ученика в том, что ему многое по силам, что он талантлив, умен и его ждет успех, что его знания – главный капитал, открывающий двери в самые престижные кабинеты, а еще в науку, где он обязательно сделает открытие мирового значения. Это целая методология, убежден директор.

В лицее создана атмосфера теплого дома, общей семьи, объединенной одними целями и задачами. Здесь могут гордиться успехами не только в учебе, но и в спортивных, творческих, военно-патриотических конкурсах. Особенностью современного образования директор считает дифференцированное обучение, позволяющее реализовать способности каждого учащегося. Лицей ориентирован на физико-математическую, гуманитарную, химико-биологическую, компьютерно-информационную специализации.

Директор интересно формулирует предметные основы, например, физики, определяя отношение учащихся к предмету как к составной части общей культуры из области естествознания, способствуя усвоению основ научного метода познания, раскрытия единства универсальных законов природы. Увязывая профильные науки в единое целое, превращает учебный процесс в многослойное познание мира, где все необходимо рассматривать во взаимосвязи различных научных теорий.

— У нас учатся дети со всего Дагестана, – говорит директор, – реализуется программа «Одаренные дети», а с прошлого года запущен проект «Я одарен!». Новизна проекта заключается в его многоступенчатости, создании идеальной модели, включающей максимум современных средств и способов работы, создающей таким образом систему выявления и педагогической поддержки одаренных детей как уникального ресурса развития республики.

– Да, растить таланты нелегко, – признается мой собеседник, – это особый мир, в котором важно распознать, рассмотреть талант, иначе он бесследно растворится, оставаясь неразгаданным, непознанным.

Директор без устали рассказывает об успехах своих подопечных, сетуя на недостаточную материально-техническую базу лицея. Еще так много предстоит сделать. Они только в начале пути…

Статьи из «Личность»

Абдулмуслим Абдулмуслимов:«Я ваш и всегда с вами»

334
Когда семейные ценности не являются...

Он сделал много доброго

434
31 марта 1999 года трагически погиб заслуженный работник прокуратуры Дагестана, заместитель...

Зов земли родной

276
Редакция «ДП» открывает новую рубрику, героями которой станут известные политики,...

Легенда вольной борьбы

412
Впервые о Загалаве Абдулбекове я услышал в 1966 году, когда он стал чемпионом Советского Союза...

Умалат – значит предводитель

112
В семейном архиве Умалата Ильмутдиновича Насрутдинова есть фото, где он запечатлен за...

Историк, публицист, общественный деятель

62
Семья играет огромную роль в нашей жизни. Она...

Первый лётчик Страны гор

46
Магомед-Садык Магомедович Исаев был первым дагестанцем, который сел за штурвал самолета. В...

Высвечивая Не подлежит забвениювремя

70
Декабрь Бейбутов (на снимке) – дагестанский...

Благородное наследие

44
Сын достоин памяти своего отца, если продолжает его благородное дело, чтит и с искренним...

Не дрогнуть на избранном пути

116
С момента возникновения наука традиционно считалась...

Тепло Земли – людям

38
Если человек смолоду понимает своё предназначение, то вся его дальнейшая жизнь складывается...