В Дагестане растет количество автомобилей, соответственно – и нагрузка на дороги, что вынуждает то и дело реконструировать многие участки. Вот и первый рабочий объект – отрезок автодороги от Манаса в сторону Карабудахкента перестраивают с третьей на вторую техническую категорию. Проводят работы, нацеленные на расширение дороги, убирают подъемы на ней, увеличивают радиусы поворотов. Десятки огромных экскаваторов, катков, бульдозеров, грузовых машин Дорожно-строительного управления № 2 заняты этим. Под руководством опытных специалистов они буквально разворотили дорогу, над которой стоят гул и густое облако пыли, мешающие движению транспорта в обход участков. И тут Насирулла Магомедович позвонил по телефону и дал первое в этот день распоряжение начальнику строительного подразделения: «Надо удвоить число поливальных машин на объекте».
— Дорожные условия улучшились за последние годы в той мере, что путь от Карабудахкента до Леваши, на который в свое время тратили по нескольку часов, наша машина преодолела менее чем за час. У въезда в Леваши тоже стояла пыль. Около десятка единиц современной дорожно-строительной техники буквально на глазах разворотили огромный холм, расширяя радиус еще одного поворота на дороге.
Тут навстречу нам вышли генеральный директор ОАО «Левашинский ДЭП №25» Багаудин Магомедалиев и главный инженер Магомед Раджабов, которые в минувшем году отличились, построив в обход райцентра двенадцать километров отличной дороги. В текущем году однако у левашинских дорожников обозначилась большая проблема – отсутствие заказов.
— Работ по реконструкции и обустройству дорог, на которые нагрузка увеличилась в разы, намечается в районе много. В частности, на автодорогах до Сергокалы, Хаджалмахи и других населенных пунктов, но финансируемого объекта пока нет, — рассказал Багаудин Магомедалиев. – Районные власти хотели бы помочь, но и у них нет денежных средств на проведение объемных благоустроительных работ. Словом, вынужденно простаивают сформированное в предыдущие годы мощное подразделение, несколько десятков единиц крупногабаритной и высокопроизводительной современной техники и 120 специалистов, многим из которых, если судить по профессиональным качествам, цены нет. Если разойдутся, то обратно не соберешь.
Спускаясь в сторону Хаджалмахи по дороге, которую строили сроком на 15 лет, а эксплуатируют 35 без ремонта и притом в условиях повышенных нагрузок, подумалось о превратностях судьбы дорожника. То выделяются деньги, но не бывает организации, способной справиться с работой, то квалифицированным строителям, обеспеченным мощной техникой, как в Левашах, нечего делать.
Миновали Гергебиль. Одиннадцать километров автодороги в сторону Араканского моста не ремонтировались целых 35 лет, но в текущем году работы наконец начались. Дороги и особенно повороты расширяют для того, чтобы улучшить пропускную способность и видимость. Укладывается новый слой асфальта вместо разбитого. И притом верхний слой – по новой технологии с добавлением так называемого виватона (щебеночно-мастичный асфальтобетон), благодаря чему асфальт не будет трескаться и плавиться в жару, что особенно важно в условиях Гергебильской речной долины.
Представившиеся руководителями «Кочубейавтодора» Арип Мачилаев и главный инженер Магомед Гамзатов рассказали, что на трех километрах уже уложен выравнивающий нижний слой асфальта, завершаются работы на участках, предусмотренных к расширению, в условиях местного асфальтобетонного завода они сумели наладить производство асфальта по новой технологии. Мастер Магомед Гитиномагомедов, водитель Набиюла Магомедов и другие работающие на асфальтоукладке люди дополнили рассказ начальников, сказали, что труд напряженный, но условия работы тоже хорошие. И все-таки возник вопрос: почему работы в Гергебильском районе достались кочубейцам?
— Выиграли тендер на производство работ на этом объекте кочубейские дорожники, потому они работают и зарабатывают, — ответил за хозяев стройки Насирулла Джафаров.
Участок автодороги от Араканского моста в сторону Шамилькалы реставрирует ОАО «Чиркейгэсстрой». Как рассказал главный инженер Дорожно-строительной службы Хаджимурад Муртазалиев, работы идут успешно, в строгом соответствии с графиком.
Решил снять на память фото Араканского моста на фоне последней «работы» бывшего главного инженера «Взрывпрома» Вадима Тимошенко. Дело в том, что в этом месте громадный по высоте и по объемам утес очень близко подходил к опорам моста и высоковольтной электролинии. Так вот взрывник от бога, как именовали дагестанцы этого инженера, организовал здесь так называемые одновременные встречные взрывы таким образом, что порода была взорвана, а мосты и электролинии не пострадали.
И последняя в этой поездке встреча была с генеральным директором ООО «Дорстройхолдинг» Рамазаном Кушиевым, чьи работники сделали южный подход к Гимринскому автодорожному тоннелю неузнаваемым. Все работы здесь выполняются предельно качественно.
Словом, дороги в горах, как признают сами горцы, становятся лучше, чем на равнине. Таков результат труда почитаемых в Дагестане тружеников дорог. Об одном из них, общем нашем друге Михаиле Глазырине автор этих строк и Насирулла Джафаров вспомнили во время пути по Атлыбуюнскому перевалу, подъезжая к Махачкале. Он был в числе реставраторов этой дороги.