Купить PDF-версию
17:41 | 20 мая, Пн
Махачкала
X
08:46 21.07.2023

Остановите! Пате надо выйти!

Если водитель маршрутки в Махачкале подберет под дождем бабушку вне остановки, преступлением это не будет. И автоинспекторы, скорее всего, пойдут навстречу и не станут выписывать штраф. Но всё же это вопрос безопасности – и для самой бабушки, и для пассажиров маршрутки, и для следующих в попутном направлении автомобилистов.

Тут стоит пояснить, почему, говоря на тему работы общественного транспорта, мы сделали акцент на дагестанской столице. Махачкалинцы хорошо помнят беспорядочную систему остановок маршрутных такси и то, как долго потом пришлось привыкать к ныне действующим правилам. Возмущения на начальном этапе сменились удовлетворением: и время в пути сократилось, и порядка на дорогах стало больше.

Казалось бы, что сложного в том, чтобы водители подбирали и высаживали пассажиров исключительно в специально отведенных для этого местах? Но мы говорим о Дагестане, где дорожный менталитет стоит отнести к числу глубоко проблемных вопросов. Поэтому и воспитанию «остановочной дисциплины» предшествовала большая работа. Главную роль здесь сыграли сотрудники Республиканского территориального отдела Государственного автодорожного надзора.

О том, как специалисты регионального надзорного ведомства бьются за порядок, в беседе с корреспондентом «Дагестанской правды» рассказал заместитель начальника Территориального отдела Государственного автодорожного надзора по РД Раджаб Магомедов (на снимке).

Говоря о задачах, стоящих перед ведомством, собеседник сообщил, что основные – это контроль за соблюдением транспортного законодательства в республике и правил безопасной перевозки пассажиров и грузов, за соблюдением режима труда и отдыха, обеспечением сохранности автомобильных дорог.

«Дагестанская правда» не один раз поднимала проблему получения прав теми, кто в принципе не должен садиться за руль. Реакция ответственных органов – никакая.

Напомним, для подготовки одной из публикаций наш корреспондент Аскар Магамедов (14.06.19, №№ 158– 159) провел журналистское расследование, итогом которого стала статья о том, что при желании и наличии энного количества денег получить водительское удостоверение и право на ношение оружия в Дагестане может любой желающий. Подчеркиваем – любой!

Всё зависящее от нас, журналистов, мы сделали. Сделали даже ту работу, которая, скорее, относится к части оперативной/следственной. Увы, писали мы, как вышло, «в стол».

– Тема междугородних пассажирских перевозок, к сожалению, в последнее время всё чаще связана с трагическими случаями – люди гибнут в авариях с участием межгородских автобусов, – констатирует Магомедов. – Причины разные. К примеру, в недавнем резонансном происшествии по вине нетрезвого водителя легкового автомобиля погибли 9 пассажиров автобуса. Трагедия. В то же время хотелось бы отметить, что нам удалось добиться того, чтобы компании гарантировали страхование перевозок. Пусть никому оно не пригодится, но беда случается. Это дорога, техника, поэтому ничего нельзя предсказать. И если люди погибают в ДТП с участием автобуса, семьи получат по 2 миллиона рублей. Да, близких не вернуть, и никакие деньги не облегчат горе. Но для людей несостоятельных уже одно то, что есть возможность компенсировать расходы на траурные церемонии, большая поддержка.

Сфера междугородних перевозок для сотрудников регионального Ространснадзора – головная боль. Не в последнюю очередь сложности связаны с несоблюдением режима труда и отдыха водителей, которые за рулем проводят почти сутки, а то и вовсе не встают из– за баранки по 24 часа. А научно доказано, что усталый водитель гораздо опаснее человека, управляющего автомобилем в нетрезвом состоянии. Установка тахографов и рейды, выявляющие нарушителей, проблему снимают отчасти: смекалка всегда сослужит недобрую службу, если нужно перехитрить технику, а инспекторов на всех водителей просто физически не хватает.

ЦИФРА

В 2023 году наложено 8537 штрафов на общую сумму 20 млн 650 тысяч рублей

– Тут можно было бы уповать на сознательность человека, которому свои жизни доверили десятки, сотни, тысячи людей, но как раз с этим– то и проблема, – сетует Раджаб Магомедов. – Всё можно понять: в непростое время живем, все хотят достойно содержать свои семьи, хорошо зарабатывать. Но когда на весах деньги и жизнь, стоит правильно расставлять приоритеты. Кроме юридических рычагов, используем чисто человеческий подход. В ходе рейдов объясняем ребятам, чем опасна излишняя самоуверенность в собственных возможностях. Словом, делаем все от нас зависящее, чтобы выправить ситуацию, убедить водителей вовремя останавливаться на отдых, соблюдать скоростной режим и в целом правила дорожного движения.

Непрофессионализм водителей междугородних автобусов – еще одна большая проблема, говорит Магомедов. С началом спецоперации на Украине сфера пассажирских и грузовых перевозок испытывает кадровый дефицит. Ужаснее всего в этой ситуации то, что за руль садятся люди не только не обладающие необходимым стажем, но и откровенно неадекватные. Часто возникают вопросы к состоянию психического здоровья водителей, говорит собеседник «ДП» и разводит руками.

Возвращаясь к теме городских пассажирских перевозок, в разговоре с Раджабом Магомедовым коснулись мы и вопроса комфорта и безопасности в новых маршрутках, в которых ни о том, ни о другом говорить, на наш взгляд, не приходится. Зам.начальника республиканского Ространснадзора с мнением согласен: отсутствие в салонах маршруток кондиционеров, но наличие крайне стесненных условий – есть незабота о пассажирах. А поездка с открытыми нараспашку дверьми – прямая дорога к дорожно– транспортному происшествию и гибели людей.

– Беда в том, что по ГОСТу эти автомобили проходят, но у людей– то свои стандарты, – говорит Раджаб Магомедов. – Новые маршрутки созданы для перевозки детей, поэтому и места в них для взрослых маловато. Вопросов к производителю тут нет, есть вопросы к тем, кто для сферы пассажирских перевозок по городу использует такие некомфортабельные машины. Компании тем самым экономят, выходит, на безопасности тех, кто приносит им доход.

Одна из главных причин нехватки общественного транспорта заключается также в негуманной экономической выгоде: перевозчики, чтобы увеличить прибыль, сокращают количество машин.

– Число транспорта на каждой линии зависит от мэрии, там профильное управление вопрос решает. К сожалению, мы не можем тут воздействовать, хотя знаем, что проблема большая. Наша задача состоит не в том, чтобы предоставлять дополнительный транспорт там, где его не хватает. Наше дело – наказывать за нарушение.

Администрация города докладывала, что создали диспетчерскую службу. Однако эта служба не работает как следует. Допустим, на остановках образовалось скопление людей, машин не хватает. Диспетчер должен знать об этом и обеспечить дополнительные маршрутки, но ничего подобного. Действующие в городе перевозчики должны увеличить количество общественного транспорта, однако мы наблюдаем противоположное решение.

Возвращаясь к теме взаимоотношений между водителями и пассажирами, собеседник говорит, что если водитель хамит или водит агрессивно, его сразу же должны отстранить от работы, конечно, если пожаловаться в Ространснадзор.

– Недавний случай. Наша сотрудница ехала в маршрутке, водитель которой летел, резко тормозил, а на замечания не реагировал, – привёл пример собеседник. – Мне позвонили с жалобой. Я вызвал руководителя компании– перевозчика, он в тот же день отстранил опасного водителя. В итоге человек потерял заработок. Конечно, мало радости, но ведь нужно помнить, какую ответственность он на себя берёт. Важно, что такие случаи помогают бороться с лихачами в сфере общественного транспорта. А безопасность в этом деле – приоритет.

По твёрдому убеждению сотрудника Территориального отдела Государственного автодорожного надзора по РД, имеющиеся проблемы в сфере пассажирского транспорта решаемы. Главное, чтобы пользователи услуг знали о своих правах и умели их отстаивать.

Статьи из «Общество»

Увидел самолёт и… заболел небом

18
За каждым успешным спортсменом стоит его тренер....

Боевой путь Гаджи Инчилова

16
Сегодня на груди у гвардии подполковника запаса сверкают ордена Отечественной войны I...

Сражался за Моздок и Новороссийск

9
Участник Великой Отечественной войны Алиханич Арабов...

Юнармия – школа патриотов

6
Каждое выступление с участием этих школьников и молодых ребят в красивой форме, похожей на...

Комфорт или спортивность?

3
Эти два представителя немецкой автопромышленности, о которых ниже пойдёт речь, конкурируют...

Всё начиналось с автохозяйства

11
Ферезулла Агакеримович Кахриманов, окончив в 1973 году...

Будь в рядах Первых!

11
Для многих поколений в нашей стране 19 мая, даже не будучи красной датой календаря, было...

Скрыл номера – отдай права

5
Ответственность за нарушение правил установки регистрационных знаков на прошедшей неделе...

Мотоцикл для эскорта

6
Многие, наверное, видели, как эскорт мотоциклистов сопровождал автомобиль Президента, когда...

Аудиогид подскажет

13
К середине мая турпоток в Дагестан составил около 500 тысяч человек, что выше аналогичного...

Так построим ли парк Победы?

12
В 2025 году наша страна отметит знаменательную дату – 80-ю годовщину Победы в Великой...