Осторожно: автострахование
Российские страховщики назвали регионы с самым высоким количеством аварий по итогам прошлого года. Лидером по частоте страховых случаев по обязательному страхованию гражданской ответственности стал Дагестан, как и годом ранее. Об этом сообщил президент Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев со ссылкой на данные союза.
Частота страховых случаев в регионе составила 9,3 %, то есть почти каждый десятый застрахованный по ОСАГО в нашей республике становился виновником дорожно-транспортных происшествий. На втором месте расположилась Ингушетия, на третьем Чеченская Республика.
Судя по всему, Дагестан чрезвычайно убыточен для страховых компаний когда речь заходит об «автогражданке». Но и сама процедура получения выплат – это настоящий ад. Было бы странным, если бы было наоборот: страховщики любыми способами защищают себя от необходимости раскошеливаться, и мытарства автомобилистов вверху списка изворотливости.
В цивилизованном обществе взаимоотношения двух участников ДТП ограничиваются обменом данными, дальше всем занимается компания-страхователь. Но мы говорим о государстве, где для граждан действует обязательная плата за капитальный ремонт многоквартирных домов – эта квинтэссенция неоправданных финансовых трат на цели, которые могут быть никогда не достигнуты. По крайней мере, не в этой жизни.
«Автогражданка» – это аналог капремонта в том плане, что ты скидываешься на то, чего никогда не получишь. А еще добровольно и обязательно вкладываешься в гарантированную нервотрёпку, заранее сознавая, что все тяготы восстановления автомобиля лягут на твои же плечи. И самое дикое в том, что невиновный в ДТП вынужден в дальнейшем взаимодействовать с ГИБДД и компанией-страховщиком виновника аварии, тогда как последний целиком и полностью освобожден от такого «счастья».
Процедура эта с учетом того что любой маломальский чиновник в России уже царёк – тот еще психологический квест. Для тех, кто никогда его не проходил, рассказываем вкратце:
а) после аварии стоит приготовиться к многочасовому ожиданию сотрудников ГИБДД;
б) вызов эвакуатора (траты из собственного кошелька);
в) точно не на следующий день, а гораздо, гораздо позже навестить тех же сотрудников в далеко не близко расположенном отделе, чтобы получить заключение (в случае с Махачкалой – это Ленинкент с его знаменитыми очередями);
г) крайне неприятное общение со страховщиками виновника ДТП;
д) длительное ожидание их визита для осмотра автомобиля (может тянуться несколько дней);
е) корона «автогражданки» – минималка по выплатам от страховой и траты из семейного бюджета на доведение авто до адекватного состояния.
Практика судебных тяжб берет свое начало с момента введения обязательного автострахования, а практика автоюристов, помогающих при ДТП, процветает. И в такой ситуации следовало бы ввести обязательное страхование от страховщиков, что в случае с нашим законодательством вполне прогнозируемо – еще одна выгодная копилочка.
По закону пострадавшая машина должна быть отремонтирована в 30-дневный срок. В реальности же эти сроки очень часто нарушаются. Куда более печально, что не на должном уровне находится качество ремонта
Адвокат по автогражданским делам Рустам Абдурахманов поясняет, что если машина в результате ДТП оказалась не на ходу, доставить ее по назначению – задача страховой компании. Клиенту достаточно написать в заявлении на оформление страховки адрес, где находится машина. Страховщик обязан в пятидневный срок, как это указано в законе об ОСАГО, обеспечить ее транспортировку. Только кто из нас готов на такие риски? На то и расчет ушлых страховщиков: машину хозяин не бросит, пятидневных сроков дожидаться не станет, вызовет эвакуатор сам.
– Но это не самая большая сложность, которая возникает при оформлении страховой выплаты. По закону пострадавшая машина должна быть отремонтирована в 30-дневный срок. В реальности же эти сроки очень часто нарушаются. Куда более печально, что не на должном уровне находится качество ремонта. Причина в том, что расценки устранения ущерба, заложенные в единой методике, находятся ниже существующих на рынке цен. Индексация этих расценок происходит в лучшем случае один раз в два года, а, как мы сейчас видим, цены на эти услуги повышаются гораздо чаще, – говорит Абдурахманов.
Эксперт «ДП» называет происходящее «семью кругами ОСАГО» – вполне оправданно, на наш взгляд. Ни для кого не секрет, что в связи с проблемами, которые возникают у автовладельцев при заключении договора ОСАГО, большинство, махнув на него рукой, эксплуатируют автомобиль без страховки.
– Так как дорожно-транспортные происшествия на наших дорогах приказом МВД РФ отменить пока не получилось, они регулярно происходят. В случае когда гражданская ответственность виновника ДТП не застрахована, потерпевший вынужден обращаться в суд. Такие иски за последние 3–4 года стали массовым явлением.
Если рассмотрение исков к виновникам в ДТП проходят в более или менее равных условиях, созданных судом для виновника и потерпевшего, то в делах, где автовладелец судится со страховой компанией, положение автовладельца, благодаря очень странной позиции Верховного суда Республики Дагестан, становится заведомо проигрышным, говорит эксперт.
– Странным человеку, который впервые оказался в суде, кажется то, что при наличии в деле одной или даже двух судебных трассологических экспертиз, проведенных в суде первой инстанции, Верховный суд Республики Дагестан назначает еще одну, притом, что об этом его не просили ни истец, ни ответчик. Еще странным автовладельцу кажется то, что суд назначает такие экспертизы, как правило, в экспертные учреждения за пределами республики.
По большому счету автолюбителю все равно, где будет проходить экспертиза – в Москве или в Махачкале, но если в Дагестане он за неё должен будет оплатить от 30 до 50 тысяч рублей, то московская процедура будет стоить от 70 до 100 тысяч – в зависимости от количества вопросов. Когда потерпевший спрашивает, почему суд назначает экспертизу в том регионе, где она стоит дороже, мы не знаем, что ему на это ответить, так как этому нет ни логического, ни юридического обоснования. А ведь если для страховой компании 70–100 тысяч рублей – несущественная сумма, то для жителя республики, где средняя зарплата равна 30 тысячам, это 3–4 месяца жизни.
Кому-то может показаться, что таким образом суд пытается отбить желание у водителей обращаться за защитой своих прав в суд, создать для одной из сторон более комфортные условия… Но это будет ошибочным мнением, так как согласно статье 9 Кодекса судебной этики суды у нас беспристрастные и объективные, – без намёка на иронию говорит автоюрист.
Без умысла иронизировать говорим и мы. Точнее, интересуемся: а не стоит ли законодателям задуматься над необходимостью проведения самого настоящего народного референдума с целью выяснить, нужна ли этому народу злоклятая «автогражданка»? Или те же принципы беспристрастности и объективности не позволят ущемлять интересы бедных страховщиков?