Родоначальником всех современных пассажирских самолетов в России стал биплан «Илья Муромец», сконструированный из дерева. Это первое в мире воздушное судно с электрическим освещением, отоплением, комнатой для сна и туалетом.
Гражданская авиация в СССР начала свое развитие с создания Российского общества «Добролёт», от которого ведет свою родословную крупнейшая российская авиакомпания ПАО «Аэрофлот», в советские годы бывшая единственным гражданским авиаперевозчиком страны.
К концу 1980-х «Аэрофлот» перевозил ежегодно более 120 миллионов пассажиров, около 3 миллионов тонн грузов, свыше 400 тысяч тонн почты. На долю воздушного транспорта страны приходилось до 20 % общего пассажиропотока, а на дальних магистралях (4 тысячи километров и более) – свыше 80 %.
В 1991 году после распада Советского Союза в бывших союзных республиках и регионах России были созданы собственные авиакомпании.
Сегодня авиатранспортный комплекс продолжает развиваться – наращивается сеть внутренних и международных перевозок, улучшается качество услуг, совершенствуется транспортная инфраструктура. Все эти результаты достигнуты благодаря опыту и высокой компетентности тружеников отрасли.
Если первоначально на заре развития гражданской авиации полеты выполнялись в основном на переоборудованных военных самолетах, то позже появились гражданские пассажирские самолеты Ил-12 и
Ил-14. В 1957 году на внутренние и международные линии «Аэрофлота» вышел турбовинтовой самолёт Ил-18, а вскоре и первый в мире реактивный самолёт Ту-104, который мог перевозить до ста пассажиров и был почти в три раза быстрее своих предшественников. В конце 1950-х годов прошел испытания и начал регулярные полёты самый большой в то время лайнер Ту-114, позже он был заменён на дальних трассах новым отечественным самолётом Ил-62.
Всего за несколько десятилетий отечественный воздушный флот прошёл большой эволюционный путь: от деревянного биплана до сверхзвукового пассажирского самолёта.
Сегодня гражданский воздушный флот России имеет стратегически важное значение для страны, территория которой простирается на сотни тысяч километров от Калининграда до Владивостока.