X
09:51 18.11.2022

Отдушина советских автомобилистов

Когда-то многие из нынешних автомобилистов могли лишь мечтать об автомобилях. Нельзя было прийти в автосалон, оставить предоплату и забрать новенькую машину через месяц, как сейчас. Своего автомобиля приходилось ждать годами, но можно было и вовсе не дождаться.

Подержанные автомобили на рынке стоили дороже новых. Особого выбора тоже не было – один класс, четыре марки: «Запорожец», «Москвич», «Жигули» и «Волга». Те автомобили казались нам верхом инженерной мысли и вершиной автомобильной моды. Своего рода отдушиной и единственной дверцей в мир моторов для советских граждан, не имевших возможность приобщиться к племени автолюбителей, долгие годы оставался лишь журнал «За рулём».

Он в советское время был единственным массовым автомобильным изданием, его с удовольствием читали многие автомобилисты. Очень нравился он и мне. Я начал его читать где-то с 1970-х. Раздобыть подшивку за год, а то и гораздо более ранние выпуски считалось большим счастьем, ну, а новые номера зачитывались просто до дыр. Всё изменилось, кажется, с середины 2000-х. Журнал тогда потерял авторитет, половину номера стала составлять реклама, многие статьи носили заказной характер, поэтому к журналу хорошо стало подходить прозвище «За рублём». Затем появились другие издания, например в 1994 году роскошный первый автомобильный «глянец» – журнал «Автопилот» Издательского дома «Коммерсантъ». Но в авангарде новой автопрессы встанут именно замечательные «Авторевю» и «Клаксон».

На обложке первого номера «За рулём» был изображен тысячный экземпляр первого серийного советского автомобиля АМО-Ф-15, вышедшего за ворота ЗИЛа. Выпуск начался в 1924 году, а тысячный автомобиль появился лишь в 1928-м. И модели было уделено в первом номере журнала достаточно много внимания. Шофёры из разных городов, работавшие на этом грузовичке, давали свою взвешенную оценку, хвалили его за надёжность мотора и крепкий кузов, но в то же время отмечали неудобную посадку, ненадёжный дифференциал, ну и, разумеется, качество сборки, которое станет вековым бичом нашего автопрома.

Другой важной задачей было зарождение во всех слоях общества, в каждой труднодоступной деревне энтузиазма для строительства дорог, особо отмечая, что для этого не нужны большие деньги или дорогое оборудование, а всего лишь желание приблизить наступление светлого будущего. Наиболее приблизившимся к этому будущему и осознающим перспективу развития дорожной сети представлялся тракторист.

С развитием автомобильной промышленности менялось и содержание журнала, менялись рубрики и общие настроения, однако цель оставалась всё та же – воспитание в советском гражданине автомобилиста. Каждая модель легкового автомобиля, выпущенного нашими автопроизводителями, передавалась на длительное тестирование в редакцию, о ходе которого сообщалось в соответствующей рубрике. Это был не тот поверхностный тест поведения на дороге, а полноценный обзор автомобиля глазами опытного владельца. Рассказывалось о возникающих неисправностях, способах их устранения своими силами в гараже, эксплуатационных промахах, допущенных заводом. На заводе, случалось, прислушивались к мнению авторов статей.

Со временем всё больше информации стало появляться об одноклассниках наших «Жигулей» и «Москвичей», о заграничном автопроме, спорткарах и лимузинах.

Одной из самых интересных и полезных рубрик была «Шофёрская смекалка», переименованная затем в «Советы бывалых». В эту рубрику писали простые автомобилисты. Рассказывали о том, как они модернизировали свои серийные автомобили, о своих изобретениях, улучшающих характеристики и позволяющих выбраться из бездорожья, а также временно исправить поломку в дороге. Иногда к советам давались комментарии специалистов НАМИ и МАДИ, а некоторые «изобретения» и глупые советы жёстко и аргументированно критиковались как опасные. Автор лучшего совета номера получал подарок. В иных рубриках высмеивались некультурные водители, некомпетентные дорожные службы, неграмотно расставляющие дорожные знаки.

Сегодня по поведению водителя на дороге, по соблюдению правил дорожного движения и по отношению к другим участникам движения можно сделать заключение: воспитан этот человек на ценностях, которые долгие годы пропагандировались журналом «За рулём», или же этот гражданин случайно оказался в рядах автомобилистов.

Статьи из «Колесо»

Повторно не накажут

6
Конституционный суд РФ запретил наложение на одного водителя двух разных видов наказаний за...

Автосервис и клиент: будем дружить

5
В России с 1 сентября вступят в силу обновленные правила...

Нет ОСАГО – получи штраф

8
Начало автоматического взыскания штрафов с автовладельцев, не имеющих действующего полиса...

Больше камер!

51
Комплексов и камер видеонаблюдения и фиксации правонарушений в сфере дорожного движения...

Пристегнуть ремни

6
Сегодня в России отмечается День государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Гараж и коррозия

18
Любой автовладелец мечтает о гараже. Казалось бы, гараж – идеальное место для хранения...

Украсть за 60 секунд

12
Несмотря на усилия правоохранительных органов, статистика угона машин не идет на спад. В...

Как заказать авто из Китая?

18
Известно, что покупка автомобиля напрямую из Китая может ­сэкономить до 30 % от цены...

Мифы автомобилистов

22
Существует множество мифов и легенд об автомобильной промышленности, о том, как работают...

Вожделенный личный транспорт

13
Как из всех автомобилей выбрать лучший? На что важно...

Когда менять масло?

5
Регулярная замена моторного масла остаётся одной из ключевых процедур технического...