Пассажиры третьего сорта?
Только одному мне кажется, что поездка в дилижансе по просторам Дикого Запада была комфортнее и безопаснее передвижений в наших маршрутках? То есть если ты не был успешным скотопромышленником, перевозящим крупную сумму денег, то и опасаться банды Джесси Джеймса – прообраза современных гаишников – тебе совершенно незачем. А по количеству пыли, грязи, воды и моральных дёрганий наши «Газели» превзошли своих предшественников в разы.
Во время дождичка в четверг
Автомобилистам проблемы пешеходов не знакомы. Что уж говорить о чиновниках, которым не знакомы проблемы ни тех, ни других. Привилегированные седоки задних кресел элитных иномарок не привыкли стоять в пробках или переходить дорогу по «зебре», по колено залитой водой. И уж точно они ни разу не вываливались на ходу из маршруток. Поэтому все стенания рядовых бюджетников кажутся им бредом сивой кобылы. И правильно. Когда едешь в дорогом внедорожнике, купленном на деньги того самого бюджетника, понятия не имеешь, что условия перевозки могут быть совершенно иными. А стоило бы знать: в жизни лучше все перепробовать, а то мало ли к чему придется привыкать…
Ну, например, к тому, что в автобусе может идти дождь, что для поездки в нашем общественном транспорте стоит надевать непромокаемый комбинезон рыбака, на всякий случай носить с собой в кармане огнетушитель, а на голове бронебойную каску. А что? Пусть у тебя из кармана торчит 10-литровый баллон, ты похож на огромную жабу-танкиста и первый попавшийся наряд ДПС без вопросов скрутит тебя в отдел, но зато есть шанс выжить в часовой поездке на работу. Думаете, утрирую? Наивные! Значит, вы не ездили в наших «новых» автобусах (это те, что на метане) в дождь.
Четверг, 21 ноября. За пару дней до этого столичная мэрия заявила о готовности к зиме. А это значит: плывут машины, плывут пешеходы, электричество закончилось, но зато «кина» – предостаточно. Голливудские блокбастеры о конце света в сравнении с происходящим в Махачкале – книжка в младшей группе детского сада.
К девяти утра нужно было добраться из Редукторного посёлка на проспект Акушинского. Зная о заявленной готовности Махачкалы к зиме, обычно получасовую поездку спрогнозировал заранее, увеличив вдвое временной отрезок – ожидался дождь. Вышел из дома в восемь, сел на 44-й автобус, ехали чуть меньше часа. В средней части автобуса сидения пустуют: с крыши льется вода, все кресла мокрые, люди давятся в проходе. С высадкой вообще аттракцион. Остановки залиты водой по щиколотку, выйти на них невозможно. Водителю приходилось останавливать в крайнем левом ряду. В открытые двери желающих сойти пассажиров обрызгивали водой из луж пролетающие справа машины, и когда их поток иссякал, водоплавающий народ выпрыгивал на проезжую часть и мчался на работу.
На обратном пути, ближе к 14 часам, стало еще веселее: от Троллейбусного кольца до перекрестка с улицей Ярагского по проспекту Шамиля ехали 30 минут. «Двадцать шесть» вполне предсказуемо просто встала. И все та же история с нырянием в остановки и с грязевыми ваннами… Махачкала продемонстрировала «полную готовность» не только к зиме, но и к запоздалой осени.
Огнетушитель спрашивайте у… пассажира
Для неосведомленных поясню: случается (сейчас крайне редко), что в общественном транспорте висит табличка: «Огнетушитель спрашивайте у водителя». Никогда не понимал логику этого призыва, потому что во время пожара вряд ли станешь задумываться над сохранностью колымаги, везущей тебя по городу и разваливающейся на ходу. Тут ведь одна мысль – скорее уйти от нее подальше. Запасный выход в наших «Газелях» как раз для этого спроектирован: вместо замка кусок ремня безопасности – отстегнул, выпрыгнул.
Но все же нет-нет, а противопожарное средство в салонах маршруток обнаруживается. В довольно странных местах, например, под сиденьем пассажира, привязанное шнуром, но обнаруживается. Вряд ли действует, но есть.
Безопасность наших маршруток – тема настолько избитая, что и говорить о ней перестали, потому что привыкли. Так же, как и к растущим ценам на перевозки. И помнится, что очередное повышение оправдывалось тем, что за обозначившуюся разницу в цене компании-перевозчики гарантируют ту самую безопасность и комфорт. А на деле – та же рухлядь, грязь, холод или пекло.
Цена рулит
Складывается впечатление, что тебя квалифицируют как пассажира третьего сорта, когда везут в транспорте, от которого в цивилизованной стране и утилизатор отмахнется. Но вот проверочные рейды транспортников и дорожных инспекторов, выходит, нарушения в эксплуатации даже если и выявляют, то «решается» вопрос. Как? Знаем все.
Очевидно, что для того, чтобы повысить качество применяемой тарифной политики, необходимо создать эффективный метод, который будет учитывать социальную значимость транспортных услуг и адекватное сочетание элементов рыночного и государственного регулирования. Применение подобной политики необходимо, так как предприятия должны быть прибыльными за счет более эффективной работы, а не за счет повышения тарифов. Но при этом необходимо также руководствоваться законами и актами в области тарифообразования. Разумно, а не принимая во внимание интересы только одной стороны.
И понятно, что ждать, пока чиновник или депутат на собственной шкуре испытает все прелести поездки на работу в маршрутке, – не вариант. Поутихли ценовые страсти, и нормально. Маршрутки, как бомбы замедленного действия, пока не сработали, и ладно. А придется снова цену взвинтить – оправдаем очередной смехотворной безопасностью и комфортом. Взлетит «Газель» на воздух – проведем пару рейдов по контролю за использованием газового оборудования. И дальше поедем.
Аргумент-то у местных управленцев всегда найдется: дагестанцы же, сабур имейте. Или делайте. Вон, в странах третьего мира людей вместо двигателей используют, и ничего. Так что, нормально все.