X
07:25 01.11.2012

Поделись улыбкою своей…

Здоровому человеку трудно понять, каково это передвигаться в инвалидной коляске или не слышать, или не видеть, что значит пытаться перейти дорогу на улицах, где нет звукосигнального светофора и пандусов у входа в здания. И как чувствует себя «особенный» ребенок, лишенный возможности резвиться во дворе со здоровыми сверстниками или же сидеть с ними за одной партой. Трудно представить все тяготы людей с ограниченными возможностями. Но нам, здоровым людям, под силу помочь преодолеть психологический барьер, понять и сделать их жизнь более комфортной. На это направлена и федеральная программа «Доступная среда», ориентированная на людей с ограниченными возможностями для их полной адаптации в обществе. Как же реализуется программа в детских садах нашей столицы, выяснял наш корреспондент.

Республиканский Центр социально-трудовой адаптации имени У. Муртузалиевой – образовательное коррекционное учреждение  для детей с нарушенным интеллектом. Центр включает в себя несколько структурных подразделений: садик, школа-интернат, ПУ.  Здесь обучаются и воспитываются более 700 человек. Комплексно решаются задачи обучения, воспитания, оздоровления и социальной адаптации детей и подростков с нарушенным  интеллектом.

В ДОУ Центра «Улыбка» обстановка, как в обычном детском саду. Только здесь дети с ограниченными возможностями здоровья развиваются совместно со здоровыми сверстниками.  Педагоги уверены, специальные занятия, общение со сверстниками помогут «особенным» детям быстрее адаптироваться в социальной среде. Для этого в садике созданы все условия. Здесь воспитываются 250 детей, в том числе 78 детей, имеющих различные отклонения в развитии.

едагогический процесс построен на принципах воспитания толерантности. «Особенные» дети принимают участие вместе с нормально развивающимися сверстниками во всех общественных мероприятиях. И воспитатели рассказывают, что инклюзивное воспитание  дает замечательный терапевтический эффект.

— Детский сад – начальная ступень целостного коррекционно-реабилитационного процесса, – рассказывает заведующая детсадом Зайнаб Наибова. — В нем функционируют отдельные группы: для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, т.е. нарушением звукопроизношения, и для детей с общим недоразвитием речи, воспитанников с нарушением зрения. Много времени уделяется группе «особый ребенок» для детей с девиантным поведением. Здесь педагоги-психологи, учителя-дефектологи, тифлопедагоги, логопеды проводят с детьми как общегрупповые, так и индивидуальные занятия, – рассказывает моя собеседница. – Специальные занятия чередуются с общими, обычными для любого детского сада. Дети занимаются рисованием, лепкой, музыкой, развитием речи и др. Работу воспитателей и педагогов отличают особая гибкость, умение предложить детям посильное и интересное задание, включить ребенка в общую деятельность.

— Для работы в тифлогруппе очень важно взаимодействие дефектолога и окулиста детской поликлиники, где дети находятся на учете. Вся образовательно-воспитательная работа ДОУ выстраивается так, чтобы воспитанники спецгрупп активно интегрировали в среду здоровых ровесников. Мы особенно ценим в нашем саду человеческие, доброжелательные отношения: воспитатели общаются с детьми как с маленькими друзьями, принимая во внимание особенности каждого ребенка, — рассказывает Зайнаб Наибова.

По словам заведующей детским садом, работа с «особыми» детьми положительно сказывается не только на ребенке, но и на микроклимате в семье.  — Я всегда вижу, как зажаты родители «особых» учащихся, приходя к нам. Мы даем им возможность «раскрепоститься» вместе с детьми. И это, на наш взгляд, благо не только для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и для всего общества в целом, — уверяет заведующая.

Опыт детского сада «Улыбка» имеет огромное значение для дальнейшего развития инклюзивного образования и воспитания  в нашей республике.  При этом он не является единственным примером интегративного подхода в дошкольном образовании детей с ОВЗ. Только в Махачкале насчитывается 74 дошкольных учреждения, шесть из них компенсирующего вида со специальными группами для детей с задержкой психического развития и ДЦП. Обычные дошколята быстро забывают о том, что их друзья «особенные», вовлекают их в обычный ритм жизни, но все вместе с тем понимают, что не все дети одинаковы, есть и такие, кто нуждается в их поддержке и внимании.

Статьи из «Общество»

Что в Метагалактике бесконечно

3
В истории юриспруденции, оказывается, имел место такой казус: адвокат попросил у судей снисхождения к подзащитному, обвинявшемуся...

Историк, публицист, общественный деятель

2
Семья играет огромную роль в нашей жизни. Она...

Верните Дагестану папаху

53
На прошлой неделе новостной блок «Дагправды» сообщил, что полицейские провели профилактические мероприятия после инцидента с обстрелом автобуса в Махачкале....

В памяти людской

6
Одно из значимых мероприятий прошло на территории крупнейшего  в мире мемориального...

Под Сталинградом

5
2 февраля 1943 года завершилась великая Сталинградская битва, начавшаяся 17 июля 1942 года.  Разгром врага в Сталинграде, когда в плен сдалась гитлеровская группировка,...

Никуда не годный?

18
Атагиши вышел из ворот. Прервав игру, два мальчика одного возраста, похожие друг на друга,...

Откуда «дровишки»?

8
В прошлом году поставки новых машин в Россию по различным схемам альтернативного импорта упали на 20 % по сравнению с 2023-м. Больше 80 % таких авто растаможили на...

Уходя, остаться

19
В сети немало публикаций автоэкспертов, утверждающих, что китайские бренды один за другим...

Когда за рулём автохам

15
Между вашей машиной и едущей в соседнем ряду на большой скорости проскакивает третья,...

Он защищал Сталинград

18
Трудовой путь молодого каратинца, моего дедушки Магомеда Хизриева, начался в тот самый...