Подпишут «цифрой»
Технический осмотр транспортных средств вскоре будет подкреплен доказательством его прохождения – фотофиксацией процесса. Подобная практика стала необходимостью по той причине, что сегодня подавляющее большинство автовладельцев проходит техосмотр и получает диагностические карты без реального прибытия в специализированные пункты.
Схема проста и всем известна: фирмы, занимающиеся выдачей полисов ОСАГО, такую услугу предоставляют без проблем. А поскольку полис «автогражданки» нельзя приобрести, пока нет планового техосмотра, услуга эта весьма востребована. Существующие санкции за нарушение действующих правил искоренить проблему не помогли. Напомним, за оформление диагностической карты без проведения техосмотра
штраф для должностного лица составляет от 5 до 10 тысяч рублей, для юрлица – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. Водителей за управление автомобилем без диагностической карты наказывают штрафом в размере 2 тысяч рублей. Для предпринимателей, занимающихся проведением ТО без аккредитации, и вовсе предусмотрена уголовная ответственность.
Новый закон нацелен на противодействие практике массового оформления диагностических карт без реального проведения процедуры техосмотра. Госдума в третьем (окончательном) чтении приняла закон об усилении контроля за проведением техосмотра. Документом вводятся обязательная фотофиксация автомобиля во время процедуры ТО и оформление диагностических карт в электронном виде с цифровой подписью. Операторы техосмотра также будут обязаны раз в два года проходить процедуру подтверждения соответствия требованиям аккредитации. Закон вступит в силу в мае 2020 года.
Игнорирование требований, предъявляемых к прохождению ТО, становится причиной роста числа ДТП из-за технических неисправностей машин, убеждены в Госдуме, но при всей логичности подобного убеждения оправдывать введение новых правил ТО, связывая их с профилактикой ДТП, все же не стоит. Если верить официальной статистике МВД, техническая неисправность автомобилей не является статистически значимой причиной ДТП в России. Аварии по этой причине единичны.
Как бы то ни было, на МВД возлагаются обязанности по контролю за организацией и проведением техосмотра. Министерство будет оценивать, соблюдают ли операторы установленные Правительством России правила проведения техосмотра. На региональные же власти возлагается утверждение конкретных требований к производственно-технической базе, фотографическому изображению транспортного средства, порядку и срокам хранения указанного изображения в единой автоматизированной информационной системе техосмотра.
Сегодня дела обстоят далеко не лучшим образом, все работает в духе российского менталитета – на взаимовыгодных условиях. Сотрудники станций техосмотра положенную процедуру могут вовсе не проводить. Процесс поставлен на поток, когда автомобилисту выписывают диагностическую карту, получают с него деньги, а сам автомобиль могут и не видеть. Купить диагностическую карту можно даже онлайн, находясь в другом регионе.
По новым правилам пешему водителю талон не выдадут: операторов техосмотра обяжут сфотографировать автомобиль, который прибыл на пункт. Причем фотография должна содержать геотег, который совпадает с местом нахождения станции техобслуживания. Такое цифровое доказательство будет обязательно направляться оператором в единую информационную систему техосмотра с указанием времени начала и окончания процедуры технического осмотра.
Изменения в процедуре техосмотра также будут предполагать, что оператор не сможет значительно превышать пропускную способность своего пункта. Если система фиксирует, что пропускная способность конкретного пункта техосмотра превышена более чем на 5%, она не позволит сформировать следующую диагностическую карту.
Экспертов заботит, помогут ли изменения в процедуре техосмотра побороть продажу диагностических карт. Некоторые высказывают мнение, что едва ли. Полностью исключить продажу меры, предусмотренные в законе, не помогут. Другие же считают, что в некоторых случаях они будут эффективны.
В некоторых случаях купить карту так же легко, как можно это сделать, сегодня уже не получится – введение фотофиксации с обязательным наличием геотега в файле изображения станет определенным препятствием. Автомобиль как минимум должен добраться до станции проведения техосмотра и быть предоставлен для фотографирования. То есть оформить карту техосмотра онлайн уже не получится. Как и не получится купить карту для автомобиля, который находится в полуразобранном виде.
Но никто не помешает опять же вступить в тот самый пресловутый взаимовыгодный сговор: сотрудники станции за определенное вознаграждение могут просто сфотографировать автомобиль и оформить диагностическую карту без проведения каких бы то ни было работ, поскольку по сути от них требуется только подтверждение того, что автомобиль находился на станции – фотофиксация.
Как уже было сказано, для каждого специализированного пункта в отдельности будет определено максимальное количество транспортных средств того или иного типа, которое он способен обслужить. Превышение пропускной способности допустимо всего на пять процентов. Подобная норма сама по себе означает, что даже если конкретный пункт техосмотра и продолжит продавать диагностические карты без проведения работ, объёмы такого бизнеса станут значительно ниже. Те пункты, которые продажу диагностических карт поставили на поток, уже не смогут продолжать это делать.
Тем не менее эксперты утверждают, что в общем и целом полезность самой процедуры техосмотра требует специального изучения и куда более тотального контроля со стороны органов ГИБДД.