Пока не поменяется мышление…
Глобальные перемены, происходящие во всем мире, влияют на психологию человека, его убеждения и нравственные ценности. Молодые люди в силу своего возраста, как известно, более чувствительны к социальным и психологическим стрессам, отсюда и агрессия, жестокость, насилие...
Комиссия по вопросам образования, науки, цифровизации, развития духовно-нравственных ценностей и культуры Общественной палаты Дагестана считает асоциальное поведение молодежи одним из актуальных вызовов современности, ведь на кону – будущее страны.
Запросы от родителей, обращения от руководства школ, самих педагогов, участившиеся в последнее время, вызывают серьезную обеспокоенность и мгновенную реакцию общественников. По словам заместителя председателя ОП РД Шамсият Насрулаевой, бесконтрольные дети, подростки с девиантным поведением (поведение, не соответствующее нормам и правилам, установленным в обществе. – Авт.) есть, к сожалению, практически в каждой нашей школе.
– Профилактика социально-дезадаптированного поведения школьников должна проводиться на основе межведомственного взаимодействия, по-другому добиться успеха в этом деле невозможно. Как директор школы № 9 Махачкалы могу с уверенностью сказать, что совместная работа регионального Минобрнауки, отдела опеки и попечительства Ленинского района г. Махачкалы, социальных служб дает положительные результаты. Вместе с тем плохо поставлена эта работа среди инспекторов по делам несовершеннолетних, – выразила свою точку зрения Шамсият Алимирзаевна.
Школы, подчеркивает общественник, сталкиваются сейчас с целым рядом проблем, они перегружены. А в классах, где сидят более 40 учеников, не так просто выстраивать воспитательную работу. Увы, есть дети, не поддающиеся воспитанию. И это боль не только образовательных учреждений, это боль всего нашего общества!
Из года в год растет число детей, состоящих на пришкольном учёте. Первый заместитель министра образования и науки РД Аида Далгатова указывает на то, что рост обусловлен в определенной степени увеличением количества учащихся в целом. Соответственно, участились и правонарушения, совершаемые несовершеннолетними.
Но есть и позитивный момент: по итогам 2022–2023 годов Дагестан был в числе лидеров среди субъектов РФ по наименьшему количеству преступлений, совершенных несовершеннолетними.
– Алгоритм взаимодействия, действующий между органами МВД, службами безопасности, комиссиями по делам несовершеннолетних и другими структурами, отвечающими за профилактику правонарушений, даёт возможность вовремя реагировать на проявление девиации со стороны несовершеннолетних, – говорит замминистра.
Сегодня мы сталкиваемся с новыми вызовами: недружественными странами в отношении детей ведётся планомерная работа, предпринимаются попытки влиять на их умы, агитируя на совершение тех или иных незаконных актов. В этой связи особое внимание следует уделить воспитательному аспекту, профилактике терроризма и экстремизма, уверена Аида Далгатова.
– Об этом напоминает и федеральный центр, проводящий соответствующие социологические исследования. Каждый год нам направляют информацию о том, в каких субкультурах состоят несовершеннолетние дагестанцы, а это чуть более миллиона детей. Так вот, анализ этих данных показывает, что неуклонно растет количество соцсетей, в которых состоит активная молодежь республики. Наши дети состоят в группах, где идет агитация наркомании, проституции, участвуют в обсуждениях суицидальной направленности, – с сожалением констатировала она.
В отношении детей с асоциальным поведением важна индивидуальная работа. И тут, считает Аида Османгаджиевна, должна работать команда школы: классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, психологи, учителя-предметники.
СДП-тестирование (диагностика склонности к девиантному поведению), внедрённое Министерством просвещения России, проводится во всех субъектах страны. Это весьма эффективный инструмент, позволяющий предотвратить возможность совершения противоправных действий. В расшифровке теста ключевую роль играет школьный психолог.
– Три года назад у нас в республике было более 500 школьных психологов. После того как школы обязали предусмотреть штатную единицу психолога, стало свыше 900. На сегодняшний день их 1500. Всё бы хорошо, но 50 % не имеют базового образования, в основном это люди, прошедшие переподготовку. С одной стороны – специалист в школе есть, а с другой – мы видим, что адресная работа не проводится, – сказала Далгатова, добавив, что задача ответственных органов состоит не в констатации факта проступка, необходимо указать провинившемуся ребёнку правильную дорогу и какое-то время сопровождать его. Пока не поменяется мышление.
Общественники особо отметили важность внедрения «Разговоров о важном» в вопросе воспитания и обратили внимание на то, что больше всего подвержены асоциальному поведению дети, не охваченные внеурочной и кружковой деятельностью, не имеющие дополнительной занятости.
Председатель Комиссии по вопросам образования, науки, цифровизации, развития духовно-нравственных ценностей и культуры Общественной палаты РД Бика Алиева назвала обозначенную проблему «кричащей, поднятой на уровне руководства страны».
– Лишь объединив усилия, мы можем дать нашим детям лучшее воспитания. Политика невмешательства ни к чему хорошему не приведет, социализация, адаптация подрастающего поколения в обществе без педагогического сопровождения невозможны, – убеждена Бика Шапиевна.
Заместитель начальника управления образования г. Махачкалы Зумруд Багдуева затронула тему преемственности поколений.
– Проблема воспитания гораздо глубже, чем представляют себе многие, – сетует она. – Сегодняшний родитель сильно отличается от родителя 10–15-летней давности, в первую очередь своей малограмотностью. Не единичны случаи, когда из-за замечания, сделанного учителем ребенку, разгорается нешуточный конфликт. Да, если замечание некорректное, мы ни в коем случае не оправдываем его, однако пугает позиция некоторых родителей, не признающих правил приличия и норм поведения в обществе.
Поэтому и среди родителей, по ее мнению, следует вести соответствующую просветительскую работу. В том числе с привлечением общественников.
…Меняются формы и содержание воспитания, но неизменными должны оставаться нравственные ориентиры – к такому выводу пришли общественники и выступили с рядом рекомендаций. Они считают необходимым обеспечить восстановление непрерывной системы социально-педагогической подготовки кадров, создание единой системы аттестации, сертификации и оценки квалификации специалистов, непосредственно оказывающих социально-педагогическую помощь детям и семьям.