Покуда вертится Земля!
Поездка была плановой. Погода стояла ясная, виды, особенно после Гимринского хребта, замечательные: величественные горы, каньоны, Аварское Койсу на всем протяжении пути… Красота такая, что, сколько ни смотри, невозможно насмотреться.
Республиканский дом народного творчества Минкультуры РД на протяжении многих лет занимается объектами нематериального культурного наследия. Четыре таких объекта (обряд первой борозды в селах Дагестана, праздник середины зимы «Игби» в селе Шаитли Цунтинского района, праздник «Новруз» в селе Сабнова Дербентского района, праздник поливного канала в селении Чирката Гумбетовского района) внесены во Всероссийский реестр ОНКН.
Серное место
Праздник поливного канала, на который мы спешили, традиционное мероприятие, которому, по словам самих чиркатинцев, более 200 лет! Возникнув как сугубо хозяйственная, практическая инициатива, он со временем превратился в обряд, действо с глубоким религиозным подтекстом.
Долгожитель села Чирката Магомед Насибов и Багистан Абдулахидова
Но прежде о самом селении. Как нам поведал историк, сотрудник мемориального комплекса «Ахульго» Ибрагим Ибрагимов, название его происходит от андийского слова «чир» (сера), а «ката» переводится просто – «место». Получается, «серное место». Оказывается, еще в старину, в царские времена, в окрестностях с. Чирката были обнаружены залежи серы, на что обратило внимание правительство. Сера, благодаря своей горючести, служит ключевым компонентом для производства пороха.
Добыча ее производилась здесь открытым способом: сперва вручную, а позже экскаватором; снимался большой пласт грунта с породой, затем с помощью взрыва происходило дробление руды. Эти мелкие кусочки отправляли для очистки на обогатительные фабрики, где руду выплавляли и получали из нее чистую серу. Добычу грузили на телеги и везли в Порт-Петровск, оттуда в Баку.
До революции разработкой и вывозом залежей серы занимались в основном русские и голландские предприниматели (по концессионному соглашению с местными властями), а после нее месторождения полностью перешли в руки Советского государства и работали на благо общества. Ходили слухи, что планируется создать полноценную производственную цепочку. Но геологоразведка показала, что объемы серы тут незначительны и расходы на добычу не окупятся. Поэтому в 1947 году работы на месторождениях были свернуты.
Женщины с. Чирката с угощениями идут на праздник
Сами местные жители также использовали серу, но для других целей. Как рассказал Ибрагим Ибрагимов, дымом от горящей серы окуривали абрикос, что способствовало сохранению цвета и вкусовых качеств урожая, продлевало его срок. А учитывая, что абрикос самый распространенный продукт в этих местах, имеющий к тому же коммерческое, рыночное значение, сера пользуется огромным почетом.
На вопрос, не вредна ли она для абрикосов, для здоровья людей, Ибрагим Рамазанович ответил так:
«Тут, как и во всём, надо соблюдать меру. Если переборщишь – может навредить… Но сегодня серой уже никто не пользуется, есть другие способы сохранить урожай».
Очень увлекательно рассказал Ибрагимов и про праздник поливного канала.
«В наших местах свободной земли мало… Пшеница, ячмень не растут, только кукуруза. Зато в изобилии абрикос (не зря наше село называют абрикосовой столицей Гумбетовского района), а он любит воду. Отсюда и такое название праздника. В других селениях весенние праздники называются где «Оц бай!» («Запрягай быка!»), где «Урхо бай!» («Поджигай костер!») и т. д. А у нас – «Праздник поливного канала». Потому что для нас, нашей экономики, важнейшее значение имеет вода».
Был здесь завод…
Сопровождавший нас заместитель начальника управления культуры и библиотечного обслуживания Магомед Умардибиров подтвердил, что абрикос тут является самым популярным плодом; многообразны его виды, сорта и вкусовые качества. В советский период в селе был завод по переработке абрикоса и других плодов, продукция пользовалась большим спросом не только в республике, но и за ее пределами. Правда, сегодня он бездействует. Предприятие приватизировано, у него есть собственник. Да, есть при этом цеха, оборудование, но производственные процессы пока не возобновлены, а когда возобновятся – неизвестно.
Молитва перед запуском воды
Раньше на заводе работали представители разных народностей, причем не только дагестанских; были русские, татары, украинцы, даже несколько иностранцев! Некоторые из них нашли тут свою любовь, образовали семьи и остались в с. Чирката навсегда.
Интересным и содержательным был и рассказ имама Чиркатинской мечети Магомедрасула Магомедова. Он поведал о шейхе Абумуслиме и его брате Алисултане, с которыми связано возникновение селения. Именно они заложили еще в период средневековья основы религиозности, нравственности, взаимовыручки, которыми славятся жители этого высокогорного аула.
По сведениям источников, шейх Абумуслим остановился в селении Чирката, направляясь в Хунзах. Местность пленила его своей живописной красотой. В тот период село состояло из 12 хуторов. Созвав уважаемых представителей каждого рода, шейх провел здесь маджлис. Обращаясь с проповедью к чиркатинцам, он рассказал о важности приобретения знаний и призвал объединить хутора в одно поселение, чтобы люди могли молиться и изучать науки в одной большой мечети.
Абумуслим выступил с проповедью, поднявшись на камень. На этом месте в честь него построили башню. Оставив Алисултана в селе Чирката, шейх продолжил свой путь.
Школьники идут
Алисултану построили дом, который впоследствии превратился в медресе, где постигали знания и науки люди всех поколений. Когда Алисултан скончался, его похоронили рядом с медресе. А могила шейха стала зияратом.
По преданиям, сохранившаяся до наших дней башня на окраине села возведена приблизительно в 1690 году на месте предыдущей. Внутри башни размещались каменные плиты с надписями о времени посещения села Абумуслимом, о продвижении ислама, с сурами из Корана и молитвами.
Также на территории селения Чирката, в местности Харитани, имеются наскальные изображения и надписи, датируемые VIII-V веками до нашей эры. Их исследовали известный археолог Владимир Котович и другие историки. Данные объекты представляют большой научный интерес.
Запуск воды
Основанное в долине с выгодным географическим расположением село было одним из стратегически важных участков Великого шелкового пути, соединявшего Восток с Западом. Торговцы с Востока, Южного Кавказа и других стран проходили по этой долине, пересекая Кавказский хребет. Не могли миновать его и караваны, направляющиеся от берегов Черного моря к берегам Каспия…
Уникальный праздник
Это лишь краткий экскурс в историю с. Чирката, более развернутый рассказ будет состоять из сотен страниц.
Однако про так называемый этнодом, что на окраине села, не рассказать нельзя. По существу, это старинная сакля с несколькими комнатами, которой более 100 лет. Жил в ней в свое время чиркатинец Тага Магомедов. Сейчас саклей владеют его внуки Ахмед, Хабиб, Магомедгаджи.
Дом этот «обнаружил» Магомед Умардибиров. Так как жилище пустовало, он предложил братьям заселять туристов, часто заезжающих в эти места в летнее время. Те подумали и согласились.
Приготовление мяса для кукурузной каши
Этнодом привлекает своим архаичным видом: войдя в него, ты будто попадаешь в далекое горское прошлое. Внутри всё сохранено в первозданном виде: утварь, лежанка, сундук, печь и т. д.
Гостей угощают национальными блюдами, приготовленными в старинной печи. Досуг тоже предусмотрен: это и экскурсия по району, и пеший поход вдоль реки Гадаринка к Гадаринской теснине с её грозно ревущим водопадом, посещение Сулакского каньона, места слияния Аварского и Андийского Койсу и других красивых уголков Гумбетовского района.
Что касается собственно праздника поливного канала, то он без преувеличения уникален. По традиции праздник проводится в середине марта, в дни весеннего равноденствия.
Хурма в сельском саду
Протяженность канала, огибающего село по всему периметру, составляет примерно 7 километров, глубина 40–50 см. Работы начинаются с раннего утра. Основной этап – расчистка. Затем по нему пускают воду, которая накапливается в замкнутой с трех сторон пещере теснины Гадари.
Наша группа прошла отрезок канала протяженностью 4 км, идущий от с. Чирката к Гадари. Вместе с главой администрации с. Чирката Магомедом Магомедбакировым мы идем к пещере, пьем воду, стекающую со скал, фотографируем виды…
Гадаринское ущелье
Наконец наступает финальная фаза обряда: кто-то из старших читает молитву, после чего молодежь делает запруду и часть воды из пещеры устремляется в русло канала. Слышатся восторженные возгласы, на лицах – счастливые улыбки…
После приветствий и поздравлений все направляются обратно. Пока одни занимались расчисткой канала, женщины готовили угощение, называется оно «ракиль мугъ» (кукурузная каша). Хотя на деле в каше, кроме кукурузы, есть фасоль, мелкие кусочки мяса. В меньшем количестве жир и сметана, еще меньше соли – её подают отдельно.
Весна пришла
Далее состоялись традиционные игры и спортивные состязания: бег наперегонки на короткие дистанции среди мужчин, женщин и детей, прыжки в длину, перетягивание каната, волейбольные матчи, конные скачки.
Было два забега. В первом забеге победил Царберцин Муртазалиев, а во втором – Магомед Магомедалиев. Победители получили солидные денежные премии – по 10 тысяч рублей каждый! Праздник поливного канала – самый любимый у чиркатинцев. Так оно и будет, покуда вертится Земля!