В целях установления в системе Следственного комитета Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и приема граждан в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» приказом Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19.09.07 № 17 утверждена и введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, запросов и обращений членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, членов Общественной палаты Российской Федерации, работников иных организаций и должностных лиц.
В соответствии с Инструкцией обращения могут быть индивидуальными, то есть поданными самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина представителем общественной организации, трудового коллектива, и коллективными.
Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
В структурных подразделениях центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий разрешаются обращения и жалобы граждан, юридических и должностных лиц, представителей общественных организаций на решения руководителей следственных органов по субъектам Российской Федерации.
В структурных подразделениях аппарата следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Дагестан в пределах предоставленных полномочий разрешаются обращения и жалобы граждан, юридических и должностных лиц, представителей общественных организаций на решения руководителей следственных органов территориальных следственных отделов следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Дагестан. Кроме того, по поручению руководителя следственного управления или его заместителя разрешаются и иные обращения.
Положение названной Инструкции распространяется на обращения (запросы), поступившие в письменной или устной форме с личного приема, посредством почтовой, телеграфной, факсимильной, фельдъегерской связи, по «телефону доверия», за исключением подлежащих рассмотрению в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.
Обращения граждан, направленные (представленные) средствами массовой информации, рассматриваются в соответствии с названной Инструкцией (если для них, исходя из содержания, не установлен иной порядок разрешения). Письменные обращения гражданина, юридического или должностного лица, представителя общественной организации должно содержать либо наименование органа Следственного комитета, в который направляется обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись заявителя и дату.
По обращению, не содержащему сведений о фамилии и почтовом адресе лица, направившего его, ответ не дается.
Если при рассмотрении обращения будет установлено, что указанное в качестве заявителя лицо его автором не является, ответ на данное обращение также не дается.
При наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях они направляются в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, в соответствии с их компетенцией.
Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения (об органе, вынесшем обжалуемое решение, времени его принятия и т.д.), в 7-дневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда им для этого следует обратиться. При устранении причин, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, и при последующем поступлении обращения в тот же следственный орган оно рассматривается как первичное в соответствии с названной инструкцией.
Не подлежат разрешению обращения (запросы), содержание которых отражает намерение автора вмешаться в деятельность органов Следственного комитета при расследовании уголовных дел. Об этом сообщается автору обращения.
При рассмотрении обращения (запроса) не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений о частной жизни заявителя без его согласия. Не является разглашением сведений направление письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В том случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается, переадресованию в другие органы оно не подлежит. Об этом сообщается автору обращения, если известны его фамилия и адрес. Обращение, в котором содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом обращения с жалобой.
На обращения, содержащие угрозы жизни, причинения вреда здоровью или имуществу должностного лица либо членов его семьи, ответ по существу также не дается. Они передаются в органы внутренних дел по месту жительства заявителя для принятия соответствующих мер реагирования, а также в Управление собственной безопасности Следственного комитета, когда угрозы высказаны в адрес должностного лица Следственного комитета.
Без решения может быть оставлено обращение, если его содержание лишено смысла или в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического заболевания.
Рассмотрение обращения (жалобы, запроса) включает в себя выполнение одного из следующих действий:
разрешение;
оставление без разрешения;
передача на разрешение в нижестоящий следственный орган; направление в другие органы;
приобщение к ранее поступившему обращению (жалобе, запросу).
Первичные обращения направляются для проверки доводов в нижестоящий орган Следственного комитета с установлением контроля либо без такового, с уведомлением заявителя о направлении обращения для разрешения.
Обращения, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в 7-дневный срок со дня регистрации направляются по принадлежности (переадресовываются) с одновременным извещением об этом заявителей.
По итогам разрешения обращений (запросов) может быть принято одно из следующих решений:
«удовлетворено» — приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;
«удовлетворено повторное обращение» — обращение, в котором обжалуется ранее данный ответ или по первичному обращению принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При этом первичное решение отменяется;
«отклонено» — требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными или незаконными либо относящимися к компетенции следственного органа;
«разъяснено» — по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера;
«принято иное решение» — обращение оставлено без разрешения; приобщено к материалам уголовного дела (контрольного производства); прекращена переписка;
«направлено в иной орган» — обращение в 7-дневный срок направлено для разрешения в другой следственный орган Следственного комитета, в другое ведомство или в суд (по принадлежности).
При разрешении обращений граждан факты, установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда, сомнению не подлежат, если не стали известны новые достоверные обстоятельства.
В помещении Следственного комитета и в зданиях, занимаемых его следственными органами, в том числе в здании, занимаемых следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Дагестан и территориальными следственными отделами, установлены ящики «Для обращений и заявлений», которые размещаются в доступных для заявителей местах.
Корреспонденция из ящика ежедневно вынимается специально назначенными работниками. На обращениях проставляется штамп «Из ящика для обращений и заявлений», указывается дата выемки, после чего они передаются на регистрацию и рассмотрение.