Праздник очищения
Песах – самый древний из иудейских праздников, связанный с одним из важнейших событий, которое считается началом истории еврейского народа – Исходом из Египта и освобождением от рабства. В канун Песаха корреспондент «ДП» навестила иудейскую семью и узнала, как она готовится к празднику.
Мы находимся в селении Нюгди Дербентского района, где проживали горские таты. Почему – «проживали»? Потому что в начале 90-х годов прошлого века многие уехали из республики. Сегодня здесь осталось всего семь семей, проповедующих иудаизм. Одна из них – Ильясафовы.
Елто Ильясафова отвлекается от домашних дел, предлагает присесть и сразу предупреждает, что времени на разговоры у нее не много – она готовится к Песаху.
– Неважно, кто какой национальности, – говорит бабушка Елто, – все нюгдинцы живут одной большой семьей. Поверьте, я-то знаю, что говорю, жизнь повидала.
Нюгди – ее родовое село. До войны родители переехали в Дербент, а когда началась Великая Отечественная, отец ушел на фронт. На тот момент ей исполнилось 40 дней. Отец так и не вернулся. Во время войны умерла и мать. Девочку воспитывали бабушка и дедушка. Работала в совхозах, колхозах, на консервном заводе. Вышла замуж. В 1980-х годах вместе с мужем Садиё переехали обратно в Нюгди. Многие сельчане уехали, а они остались.
– Тут наш дом, это наше село, наша республика, мы здесь выросли, с Садиё семью создали. Шесть лет как его нет, а тяжело, будто вчера. 51 год вместе прожили, через все трудности прошли, – вспоминает она, размешивая известь для побелки двора. – Иногда я в Израиль тоже езжу — дочерей навестить, они приезжают к нам. И все время в огороде провожу. Иначе не прокормиться – пенсия всего семь тысяч рублей, хотя и стаж был у меня, – говорит она, закатывая рукава повыше. Сейчас Елто разогнет спину и возьмется переставлять вещи с места на место.
По религиозным канонам необязательно устраивать генеральную уборку перед праздником, но Елто не унимается: весь двор перевернула, все из дому вынесла, везде наводит порядок и чистоту. Ничего удивительного – так в канун праздников поступает каждая хозяйка.
В Песах нельзя иметь в доме ничего квасного (квасное – это весь хлеб и любые мучные изделия), так как за время замешивания теста оно могло забродить. Туда же – мука и все крупы: их — уже по традиции, так как в средние века крупы хранились вместе с мукой и перемешивались с ней. Пиво, водка, виски, дрожжи, подсолнечное и кунжутное масло… Легче перечислить, что в Песах можно, чем наоборот. Ни внутри дома, ни во дворе ни в коем случае не должно остаться даже хлебной крошки размером больше оливки. Поэтому хозяйка маниакально выметет всё.
Интересуюсь у бабушки Елто, почему же под запретом оказалось квасное?
– Многие годы евреи были в рабстве, потом пришел Моисей, пытался договориться с фараоном о свободе для своего народа, далее следует десять казней египетских. После смерти первенца фараона евреев отпустили – и тут же пустились за ними в погоню. Море расступилось, евреи смогли оторваться от погони. Затем сорок лет скитались по пустыне, пока не оказались в Израиле. Уходить из Египта собирались быстро, времени на долгую подготовку не было, брали только то, что могли унести или увезти с собой. Взяли животных, взяли овощи. Времени печь хлеб не осталось, быстро перемешали муку с водой и испекли плоские лепешки – мацу. Приготовили за восемнадцать минут. Поэтому сегодня мацу надо готовить именно за это время, – рассказывает она. Маца – напоминание о том, что евреи, получив разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего подойти теста. А на праздничном столе обязательно будет тарелка с соленой водой – это символ слез древнееврейских женщин, у которых по приказу фараона отнимали первенцев: согласно предсказанию, в одной из еврейских семей должен был родиться человек, который освободит людей от рабства.
В приготовлениях к празднику хозяйке дома помогает сын Ханико. Сейчас он пойдет собирать редиску.
– У нас сад на 15 сотках земли. Выращиваем фрукты и овощи, – делится он. –Раньше я работал трактористом в лесхозе, сейчас занимаюсь садоводством. Начался сезон редиски, потом огурцы пойдут. Сельская жизнь интересная, но трудная. Но дело даже не в том, что она трудная, а жаль, что труд наш не оправдывается. С декабря по апрель, спины не разгибая, проводишь дни в теплицах, выращиваешь, а продаешь за сущие копейки, иначе сгниет.
Вспоминает, как они детьми ждали родителей с работы. Мама всегда приходила с гостинцами, а папа – измазанный краской или известкой. Он был рабочим. И всегда в их доме праздновали Песах – исход из Египта и освобождение от рабства.
Я желаю им счастливого праздника, добра и мира и покидаю этот гостеприимный дом.