И таких мероприятий в республике становится все больше и больше. Сидишь в зале и слушаешь это и удивляешься, как выступающие лукавят и не говорят всей правды. Иной, читающий эти строки, может со мной не согласиться, зачем мол на юбилее говорить критическое о творчестве юбиляра. Мне же представляется, что ущербность таких выступлений в том, что разлагается художественное сознание слушателей и читателей: последним кажется, раз выступают авторитетные люди, значит они говорят правду, только правду. А фактически происходит совершенно обратное: выступающие с трибуны намеренно искажают истину. И потому, спрашивается, зачем тогда проводить подобные мероприятия? И когда мы сможем избавиться от формализма и показухи, от чего и страдает наша литература и содержательно, и идейно? Это наше несчастье, что мы не учимся объективно относиться к жизни.
"Презентация" — латинское слово, которое означает "представление". И в корне, и в современном звучании данное слово имеет особый смысл: представляют что-то ценное, в своем роде уникальное. Раз такого качества нет, то слово "презентация" в своем значении как-то дешевеет: становится рядовым фактом, часто скучным, назидательным. В Республиканской национальной библиотеке им.Р.Гамзатова мне приходится бывать в роли как читателя, так и соучастника литературных мероприятий. Но нередко уношу с них груз тяжелых впечатлений. Увы, литературные вечера, юбилеи, презентации у нас порой превращают в дешевые балаганы.
Например, идет литературный вечер памяти. И как же его проводят?! Часто декларативно. Первую скрипку в этом деле играет докладчик. Удивительно: в содержании доклада, за исключением биографических данных писателя, ничего объективного о творчестве юбиляра вы не услышите. Доклад изобилует однозначными оценками и обобщениями, в нем практически не бывает четкого анализа творчества юбиляра. Тогда зачем нужен такой доклад?! Ведь юбилей, согласитесь, – это вовсе не фарс, а некий итог творческой деятельности автора. Раз так, то надо же расставить объективные акценты. Это означает, что следует выявлять и положительные стороны, и отрицательные. Тогда это будет полезное дело. А оттого, что мы щедро хвалим творчество писателя, умалчивая его недостатки, никто не выигрывает: ни писатель, ни читатель. Цель критики — не отыграться на упущениях, а чтобы подобные упущения не повторялись от произведения к произведению. А это есть благородное отношение критики к творчеству писателя. Самое главное здесь — лишь бы писатель глубоко осознал значение честной критики.
Или вот презентация книг. Здесь тоже много формализма. Как было сказано, во всяком случае, я это так понимаю — презентуемая книга должна нести большой смысл, до сих пор не известный. То, что книга просто новое издание, вовсе не означает, что она заслуживает презентации: все зависит от ее содержания и идейности. Но у нас презентации проходят по особому — автор и его окружение при желании сразу ставят вопрос о презентации, и вопрос этот решается очень легко: пишите объявление, далее звонки или открытки с приглашением гостей, желательно, чтобы их было побольше и более маститых. Редко кто приходит на презентацию с желанием услышать и увидеть что-то новое и часто обманывается в своих ожиданиях. Книга оказывается не достойна презентации. А у нас презентация — хорошо отлаженное действие, поставленное на конвейерный поток: что книга,– то обязательно презентация.
Плохо обстоят дела с написанием предисловий к книгам. Здесь тоже проявляется полная безответственность. У мастера золотых слов Эмиля Кроткого есть такое изречение: "Если хочешь быть впереди классиков, то пиши предисловия к ним". Предисловия у нас пишут к любой книге. Но жаль, что эти предисловия — в подавляющем большинстве — не соответствуют содержанию и идейности книги. Знаю примеры, когда авторы предисловий сами даже не читали книги. Так принижается слово автора предисловия, как правило, выбираемого из числа известных людей. И опять задаешься вопросом, кому и зачем все это надо?
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




1