X
07:59 26.06.2008

Пришел в Шуру поезд

После строительства железнодорожной линии через Порт—Петровск у темирханшуринских коммерсантов и промышленников возникла мысль соединить Темир—Хан—Шуру со станцией Шамхал.

Они хорошо понимали, какие выгоды сулит новая ветка. Шоссейная дорога, пролегавшая через Атлы—Буюнский перевал, представляла собой серьезное испытание не только для пассажиров, но и для товаров. Все 44 версты, соединявшие областной центр с Петровском, шли зигзаги. Днем и ночью путешественникам грозили обвалы. Стоило лошадям взять чуть вправо или влево, как экипаж летел в пропасть. Зимой сообщение и вовсе прекращалось. Дорога была настолько плоха, что от сильных толчков у фаэтонов ломались рессоры, пассажирам в таких случаях приходилось ждать, пока ямщик устранит повреждение. Из-за большой лужи на 10-й версте от Порт—Петровска, через которую шла дорога, пачкались товары. Транспортной конторе приходилось каждый раз платить убытки в 60—100 рублей товарополучателям. Словом, шоссе по благоустройству уступало всем российским, а по своей смете было дороже многих других. Единственное, что сделал начальник местной дистанции, — это вывесил объявление с просьбой не ездить по охраняемому им шоссе.

В 1900 году в Петербург ездила делегация по поводу строительства железной дороги. 3 февраля 1901 года темирханшуринская горуправа провела совещание местных домовладельцев. Речь шла о прокладке железной дороги из Темиргое в областной центр. Излагая план строительства, городской староста оказал: «Проведение железной дороги не только поднимет наш город в коммерческом отношении, но и цены на подвижное имущество у нас повысятся».

Возлагались надежды еще на одно обстоятельство. Темир—Хан-Шура находилась в прекрасных климатических условиях. «Так что обыватели ближайших городов, — писала газета «Казбек»,—которым за границу ехать невозможно… охотно приедут на летнее время к нам, в особенности бакинцы, у которых… Шура считается под носом».

Городская управа предлагала домовладельцам добровольно пожертвовать деньги на строительство железной дороги. Кампания имела успех — к концу марта было собрано 1700 рублей. Из Владикавказа был приглашен инженер. Представитель Темир—Хан—Шуры Даитбеков посетил крупные города России и Москву, условился с группой инженеров о строительстве дороги. Они обязывались провести ее до Петровска, а расходы на изыскание должны были покрываться за счет средств горожан. Кроме того, инженеры приобретали право эксплуатировать дорогу в течение 12 лет, после чего она переходила в собственность казны.

Хотя ветка Петровск — Темир—Хан—Шура была еще в проекте, многих, особенно (купцов, торговцев, домовладельцев, промышленников, залихорадило. Газета «Каспий» сообщала, что в Темир—Хан—Шуре «цены на квартиры, дома и пустые площади растут не по дням, а по часам». С этого времени Шура стала притягивать деловых людей. Гостиницы областного центра оказались тесны. Встал вопрос об открытии еще двух-трех гостиниц. В городе то и дело встречались хозяева железных, марганцевых, серных, медных и других рудников, приехавшие из России. Среди них были и иностранцы. К примеру, представители французской фирмы в районе Чиркея уже разрабатывали громадные залежи серы. На плоскости и в горах возникали новые рынки, которые подрывали дела торговцев Темир—Хан—Шуры. Немалый убыток им принесли базары Кумуха, Нижнего Дженгутая, Нижнего Казанища.

Все это привело к изменению структуры производства. Многие промышленники из боязни обанкротиться принялись за изготовление консервов, нашедших сбыт не только в России, но и за границей. Число консервных фабрик, правда, карликовых, быстро росло. Новая дорога была выгодна многим.

Было подсчитано, что строительство обойдется в 700 тысяч рублей, а доставка товаров по дороге до ближайшей станции — в полкопейки. Перевозка грузов и пассажиров должна была дать большую прибыль. Предполагалось, что затраты окупятся за каких-нибудь 5—6 лет. Все как будто выглядело благополучно. Более того, к концу первого года было собрано уже 3 тысячи рублей пожертвований горожан, но царское правительство все откладывало начало строительных работ. Даже в годы подъема, начавшегося в 1909 году, когда в России было построено 3,5 тысячи километров железных дорог, темирханшуринская ветка оставалась все еще в проекте.

И лишь к началу первой мировой войны (1914 г.) вопрос этот сдвинулся с  мертвой точки. Рабочую силу поставляли ближайшие к дороге аулы – Кумторкала, Капчугай, Кафыр-Кумух и другие.На следующий год работы были закончены.

Первый поезд в столицу Дагестанской области Темир—Хан—Шуру прибыл 6—го июля 1915 г. Он состоял из двух небольших классных вагонов, остальные вагоны были товарными. Паровоз украшен полевыми цветами и зелеными  ветками.

Встречающие заполнили не только перрон, возвышенности по обе стороны дороги, но и мост через железную дорогу на подходе к городу.  Играл военный духовой оркестр

Только поздно вечером, когда уже смеркалось,  разошлась  публика, остались лишь служащие.

Строительство железнодорожной ветки, связывающей море и плоскость с предгорьем Дагестана, явилось выдающимся событием в экономике, торговле и культуре Дагестана того времени.
 

Статьи из «Общество»

Что в Метагалактике бесконечно

8
В истории юриспруденции, оказывается, имел место такой казус: адвокат попросил у судей снисхождения к подзащитному, обвинявшемуся...

Историк, публицист, общественный деятель

7
Семья играет огромную роль в нашей жизни. Она...

Верните Дагестану папаху

54
На прошлой неделе новостной блок «Дагправды» сообщил, что полицейские провели профилактические мероприятия после инцидента с обстрелом автобуса в Махачкале....

В памяти людской

7
Одно из значимых мероприятий прошло на территории крупнейшего  в мире мемориального...

Под Сталинградом

5
2 февраля 1943 года завершилась великая Сталинградская битва, начавшаяся 17 июля 1942 года.  Разгром врага в Сталинграде, когда в плен сдалась гитлеровская группировка,...

Никуда не годный?

19
Атагиши вышел из ворот. Прервав игру, два мальчика одного возраста, похожие друг на друга,...

Откуда «дровишки»?

8
В прошлом году поставки новых машин в Россию по различным схемам альтернативного импорта упали на 20 % по сравнению с 2023-м. Больше 80 % таких авто растаможили на...

Уходя, остаться

19
В сети немало публикаций автоэкспертов, утверждающих, что китайские бренды один за другим...

Когда за рулём автохам

15
Между вашей машиной и едущей в соседнем ряду на большой скорости проскакивает третья,...

Он защищал Сталинград

18
Трудовой путь молодого каратинца, моего дедушки Магомеда Хизриева, начался в тот самый...