X
12:16 14.05.2008

Призвание — высший пилотаж

15 мая исполняется 75 лет легендарной личности, дагестанцу, уроженцу Хунзахского района, старшему тренеру сборной команды по высшему пилотажу СССР, главному тренеру России, заслуженному работнику физкультуры и спорта РФ, судье международной категории, мастеру спорта СССР, заслуженному работнику культуры РД Касуму Нажмудинову.

И сегодня Касум Гусейнович в строю: он старший тренер ФГУП НАК России им. Чкалова по самолетному спорту, директор филиала ФГУП НАК России авиационного центра «Борки». Скромный, увлеченный своей работой в 1960-80 годы Касум пребывал в гуще всего, что касалось авиации и космонавтики. У него прошли обучение по управлению летательными аппаратами, тренировке в экстремальном управлении как телом, так и авиакосмической техникой тысячи военных летчиков. У него учились легендарные летчики, выполнявшие особые задания руководства ВВС, асы высшего пилотажа — легендарный Владимир Мартемьянов, летчик-космонавт Светлана Савицкая, Стяпас Артишкявичус, Александр Любарц, Светлана Капанина и многие другие.

Касум Нажмудинов награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Знак Почета, золотой медалью Международной авиационной федерации. Ему четырежды присваивалось звание «Лучший тренер года». Списанный по состоянию здоровья из отряда  будущих космонавтов еще до первого полета человека в космос, он в 70 лет прошел диспансеризацию в высшей инстанции авиационной медицины — в Центральном госпитале гражданской авиации. Председатель экспертной комиссии вынуждена была признать:

«Это первый случай, когда мы даем допуск к летной работе 70-летнему человеку!»

военных летчиков не брали тогда в транспортную авиацию, тем более летчиков-истребителей, мол, они хулиганы в воздухе. Все же я устроился в Махачкалинский авиаотряд на АН-2

— Как начался Ваш путь в авиацию, чем Вас привлекло небо?

— Когда мне было 12 лет, над Хунзахом летали небольшие самолеты ПО-2, которые приземлялись в районе Арани. Это были так называемые агитполеты. Помню, как люди, бросив все домашние дела, устремлялись к месту их приземления, ведь тогда в районе даже грузовых машин-то не бывало, и вдруг — самолеты! Однажды я с больной ногой сидел дома. Слышу гул самолета. Волоча ногу, я как мог побежал к месту его приземления. К сожаленью, пока я хромал, самолет успел улететь, меня застали возвращавшиеся оттуда сверстники. Я от обиды не выдержал и заплакал. В дальнейшем мы с ребятами заранее ходили на эту площадку и ждали прибытия самолета из Махачкалы. Подходили, с трепетом и страхом трогали самолет, а летчики нам казались богами! Я любил наблюдать за полетом орлов, ведь движения этих птиц, планирование, пикирование почти такие же, как у самолетов. Подняться в небо стало детской мечтой. Но востребованы были тогда аграрии, врачи, педагоги, считалось почетным стать агрономом, учителем, врачом.

Я поступил в Дагестанский сельскохозяйственный институт, но детская мечта меня не покидала. Стал обращаться в военкомат с просьбой отправить на учебу в летное училище. От меня отмахивались тут же: худенький, рост 162 см. Набирали моряков, набирали в военно-медицинскую академию. И мне в военкомате говорят: зачем тебе летать, вот давай дадим тебе в военно-медицинскую академию в Ленинград направление, станешь военным врачом. Я упорствовал и просился в летную школу. Видя мою настойчивость, дали мне два дня подумать. Наконец допустили к медицинской комиссии по отбору летчиков, которую я прошел. А главное, родители-то не знали о моей затее!

Нас отправили в Полтавскую область. По приезду начали одолевать кое-какие сомнения. Увидев курсантов, их форму и училище, решили сбежать оттуда даже не оформившись. А в училище знали, что приехали новые курсанты из Дагестана. Не дождавшись нас, военные начали суетиться и объявили нас в розыск по городу с привлечением военных и милиции. Поймали на вокзале, откуда мы планировали сесть на поезд и — в Дагестан. Мы долго не признавались, что приехали в летное училище, врали, что мы футболисты, приехали на дружеский матч и едем обратно. Но нас раскусили. Привезли в училище, уговорили, и пошла учеба. Через пару лет я избрал истребительную авиацию. Из тридцати человек моего набора дагестанцев осталось 5 человек: кто-то на летном деле сошел с дистанции, кто-то уже на теоретических предметах не выдержал. После окончания училища получил диплом с отличием, и меня направили в истребительную авиацию в высшее военно-воздушное училище, которое тоже закончил с отличием. Я стал военным летчиком-истребителем. Начал служить в войсках ПВО Москвы.

— А каким образом Вы попали в такой экстремальный, тяжелый и довольно рискованный спорт?

— Начало моей профессиональной карьеры совпало с реформами Хрущева. Стали сокращать авиацию. Меня перевели в Кострому. Только начал входить в форму — приказ перебраться в Ярославль. А для летчика эти переезды и освоение новых самолетов — очень тяжелое занятие, ведь в каждом полку своя техника, свои порядки! Вот в Ярославль приезжает какая-то непонятная комиссия, которая приглашает меня на собеседование. Два полковника, один — медслужбы, другой — КГБ, берут расписку о неразглашении беседы и говорят о каком-то правительственном задании. Я и догадаться не мог, что это подготовка к полету в космос, даже военные летчики не знали о таких планах страны! Мне предложили пройти подготовку к космическому полету и стать командиром космического корабля. Это был 1959 год.

Меня пригласили в Москву, там начали тщательное медицинское обследование в центральном госпитале ВВС СССР. Ни на что и никогда не жаловался, переносил любые нагрузки, а тут какие-то шумы в сердце, чуть ли не порок! Ведь я за время учебы и полетов не одну комиссию проходил, в том числе и сердце не раз слушали. Так меня отсеяли из отряда космонавтов, не успев включить в него. Затем пошли дальнейшие сокращения в ВВС, дошла очередь и до моей части. Мне предлагали то на вертолет перейти, то в Германию ехать служить, то на Камчатку. Отказался потому, что начальников начали  увольнять. Начали «рубить» авиацию. Ребятам по 35 лет, только стали профессионалами, а им в «гражданку». Нас, молодых, оставляли, но я и со мной 2 летчика отказались, хотя понимали, что это глупо.

Поехал в Махачкалу. А военных летчиков не брали тогда в транспортную авиацию, тем более летчиков-истребителей, мол, они хулиганы в воздухе, будут пилотировать по-своему. Все же я устроился в Махачкалинский авиаотряд на АН-2. Эта работа была не по душе. И тут мне предложили в авиаклуб, там были и бомбардировщики, на которые требовались летчики. Это было в 1961-62 годы. Так начал работать в Махачкалинском аэроклубе летчиком-инструктором. Командиром звена работал, затем пришлось заниматься подготовкой команды к соревнованиям в авиаспорте, сам стал принимать участие в этих соревнованиях, пригласили работать в учебном центре Ростова-на-Дону, вновь вернулся в махачкалинский аэроклуб ДОСААФ, где занялся тренерской работой. Вскоре мы начали принимать участие во всесоюзных соревнованиях, даже выигрывать их. Еще тогда я и трое моих учеников вошли в сборную СССР по авиаспорту. Поскольку еще в армии я был тренером по офицерскому пятиборью, капитаном волейбольной команды, и тут мне предложили стать тренером сборной СССР.

— В каком году Вы стали чемпионом СССР?

— В 1963 г., тогда ездил на сборы, одновременно работал начальником клуба в Махачкале. Приходилось быть и тренером, и спортсменом, и начальником. Нелегко было. В Махачкале никто не мешал, никто не советовал, не управлял, сам решал все. За короткое время сборная Дагестана заняла 1-е место в России. Потом по рекомендации сборной  команды меня пригласили в  Москву. Предложили стать главным тренером по высшему пилотажу и Советского Союза, и РСФСР одновременно. Долго сомневался. Одни говорили: езжай, другие — наоборот. Председатель правительства Ш.Шамхалов уговаривал остаться в Дагестане, обещал дать квартиру, а первый секретарь ОК КПСС А.Даниялов посоветовал ехать в Москву. Так, с 1969 года по 1991 год работал одновременно главным тренером сборных Союза и России, а с 1991 по 2001 годы главным тренером сборной России. Потом все это распалось, и я стал главным тренером Национального авиаклуба России им. Чкалова, где работаю и сегодня.

— Кого из своих подопечных Вы могли бы назвать сегодня с гордостью?

— Я рад, что был у меня и спортсмен из Дагестана. Это Гусейн Гасанов.Чемпион СССР, призер чемпионата Европы. Сейчас он в Махачкале. Работал тоже в аэроклубе, затем у него возникли какие-то проекты по авиасервису. А из ставших знаменитыми — член сборной команды СССР, абсолютная чемпионка мира, в последующем летчик-космонавт Светлана Савицкая, самый сильный и грамотный летчик-космонавт Сергей Крикалев — тоже был у меня членом сборной команды, еще будучи в сборной, откровенно признавался, что хочет лететь в космос, целеустремленный и талантливый был парень. Бывший президент Литвы Роналдас Паскас тренировался у меня, шесть лет занимался высшим пилотажем, успешный был спортсмен, до сих пор мы с ним общаемся, звонит он часто мне. Он был и мэром города Вильнюс, тогда он подписывал дружеский договор с Махачкалой. Героями Советского Союза стали мои воспитанники, например, Евгений Фролов, Юрий Ващук стал Героем России. А из известных лишь в области авиаспорта, высшего пилотажа — скажу коротко: их много. Из моих спортсменов многие стали летчиками-испытателями. Вначале их не брали, мол, подумаешь, спортсмены! А оказалось, что испытание новых машин как раз-таки дело спортсменов, которые приучены ко всяким экстремальным условиям полета. Мне приятно, что из летчиков-испытателей человек 5-6 стали Героями Советского Союза и России.

— Как мне кажется, обновление авиационной техники происходит хотя бы раз в пять лет. А каждый спортсмен занимался этим спортом 10 и более лет. Как же осваивать новую технику?

— Главное в моей работе — найти людей, способных осваивать и управлять техникой, и технику, отвечающую условиям чемпионата мира. Тем более, на протяжении нескольких лет я был вице-президентом Международной федерации авиаспорта. Скажу сразу, мы долго не могли выпускать самолеты, отвечающие международным требованиям авиаспорта. Прочность не выдерживала нагрузки. Бывало, что самолеты на глазах рассыпались в воздухе. Так, на моих глазах погибли 5 моих спортсменов. По этой причине мы невольно стали участвовать в работе конструкторов над прочностью летательных аппаратов. Это требовало дополнительного финансирования, тесной работы с ОКБ Яковлева и другими конструкторскими бюро, работающими над созданием самолетов.

И человеческий фактор в нашем спорте иной, чем в других видах спорта. К примеру, в футболе выбор из тысяч, у нас выбор из десятка — другого подготовленных к полету летчиков. И из них лишь через 5-6 лет можно определять, пойдет он в сборную команду или нет. Это спорт, который требует длительных тренировок. Одна девушка у меня стала абсолютной чемпионкой через 17 лет тренировок! А это какие затраты, особенно сегодня. Это раньше 30 копеек в год взноса ДОСААФ, и человек мог заниматься в авиаклубе. Поэтому сегодня и для государства это спорт, требующий больших финансовых затрат. До 30 лет мало кто в высшем пилотаже достигает каких-то вершин. Исключением может быть Светлана Савицкая, которая в 27 лет стала абсолютной чемпионкой мира.

— Непонятным остается одно: как мы, выпускавшие в те годы чуть ли не лучшие военные самолеты, не могли собирать те же самолеты, выдерживающие нагрузки высшего пилотажа?
— Высший пилотаж заявил о себе как мировой спорт в начале 1960-х. К этому периоду мы еще отставали в технике. Спортивные выпускались лишь «Яки». Когда начали отрабатывать акробатику по международным стандартам, они не выдержали нагрузок. Лучшие самолеты для пилотажа выпускали тогда чехи и французы. Немцы не отставали. Мы закупали у чехов самолет Z-326, на котором я обучал спортсменов. Мы на международных соревнованиях встречались с сильными командами Чехословакии, Франции, Америки, Германии. В этом единоборстве  приходилось стараться, работать, подгонять, как я сказал ранее, наши ОКБ. Вскоре мы стали не только участвовать, но и побеждать на своих самолетах.

— Не было системы подкупа судей, как сейчас становится модным?

— (Смеется) У нас тогда и денег-то не было подкупать кого-то! Да и сейчас то, что происходит в спорте, ненормально. Не говоря о подкупах судей или комиссий, материальное стимулирование спортсменов перешло все грани! Это делает психику спортсменов нездоровой. Крупные призовые деньги создают большие негативные моменты при комплектовании команд и лишнюю психологическую нагрузку для спортсменов. Не разовая спонсорская награда решает проблему, а целенаправленная государственная поддержка процесса долгой и трудной подготовки молодых перспективных спортсменов. Именно СССР колоссальными вложениями в спорт показал, чего можно добиться на этом пути. К сожалению, еще сохраняется, как и раньше, «давиловка» на спортсменов, сейчас она стала еще больше. Зря чиновники от спорта и тренеры заранее заверяли президента и общественность в победах. Обещания были даны немалые. От спортсменов стали требовать только «золото». Это создает опасную нервозность в любом спорте.
Наша республика молодежная и спортивная, где спорту руководство и правительство всегда уделяли особое внимание. Немало золота наши борцы приносят в копилку страны и на чемпионатах мира, и на Олимпийских играх. Я слежу за этим и радуюсь вместе со всеми дагестанцами. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить наших борцов, боксеров, которые тоже выходят не только на российский, но и на мировой уровень, пожелать им успехов на предстоящей Олимпиаде в Пекине. Надеюсь, что высший пилотаж тоже когда-нибудь войдет в программу Олимпийских игр.

— Что ж, на этой оптимистической ноте мы и завершим, хотя могли бы поговорить и о трижды Герое Советского Союза А. Покрышкине, об адмирале флота, Герое Советского Союза Г. Егорове и многих других личностях, с которыми Вам посчастливилось дружить и работать. Вы в своей книге «Рыцари Пятого океана» задаетесь вопросами: «Что я сделал? Где ошибался? Зачем жил и работал, считая авиацию смыслом своей жизни?». Я специально не прошу ответить на эти вопросы, ибо из нашей беседы понял одно: Вам рано еще задавать эти вопросы. От имени читателей «Дагестанской правды» и коллектива газеты я поздравляю Вас 75-летним юбилеем, желаю крепкого здоровья и новых высот в покорении Пятого океана!

— Спасибо.

 

Статьи из «Общество»

Первый и в бою, и в труде

6
Весной 1941 года, в канун начала Великой Отечественной войны с фашистской Германией, Абдулгамида Шейхмагомедова односельчане выбрали председателем колхоза имени...

Высвечивая время

31
Декабрь Бейбутов – дагестанский журналист, запомнившийся как профессионал, для которого не...

Занимательная география

8
Для расширения кругозора школьников в рамках социальной акции «География – детям»...

Важнейшая ценность

44
Год семьи был призван напомнить о том, что именно в семье мы учимся любви, ответственности,...

Крепкая семья – богатство страны

10
Каждый человек приходит в этот мир, чтобы оставить свой след. Но не всем суждено стать академиками, поэтами, художниками, чьи...

Спасательное многоборье

3
День спасателя – это праздник настоящих героев, кто спешит на выручку людям, оказавшимся в...

Подарок

5
Мне было 11 лет. Я верила в чудеса и жила прекрасной сказочной жизнью, полной загадок и тайн....

В Новогоднюю ночь

10
Осталось всего несколько дней до того момента, когда часы на Спасской башне Кремля покажут...

«Без Победы не вернусь!»

10
Зима 1943 года. В этот переломный год в ходе Великой Отечественной войны кровопролитные бои...

Этот сюжет давно известен…

76
Вот он, уже почти на пороге, наш самый любимый праздник – Новый год! Ну, честно, я его люблю...

Скрытые функции автомобиля

97
Современные автомобили оснащены множеством полезных функций, которые часто остаются...

Важные изменения для автомобилистов в 2025 году

440
Учет без ОСАГО, штрафы и осмотр: что...