Для работающих мам и пап вопрос: «Куда девать ребенка?» – пожалуй, вопрос номер один. Например, моя коллега после обеда приводит на работу своего сынапервоклашку. По ее словам, оставлять ребенка в группе продленного дня нет смысла: занятия там длятся до трех, максимум четырех часов. Остаток дня дети проводят на улице, в лучшем случае – одни дома, что тоже не гарантирует их безопасности.
По новому Закону «Об образовании в РФ» группы продленного дня должны обеспечивать услуги по содержанию ребенка после уроков, причем совершенно бесплатно. В отличие от некоторых российских регионов, где сборы с родителей доходят до 10 тысяч рублей, в Дагестане пребывание ребенка в продленке остается бесплатным.
В Махачкале проблема носит немного иной характер: для внеурочных занятий годятся не все школы. Причина – отсутствие условий. Как рассказала завуч начальных классов СОШ №51 Тамила Агамова, в их школе нет свободных классов для внеурочной деятельности, учреждение работает в двухсменном режиме. По этой же причине продленок лишены учащиеся образовательных учреждений столицы №№5,26,32,34,38,43,47,49. По сведениям городского управления образования, лишь немногим более 2500 детей посещают 100 групп. Между тем федеральными государственными образовательными стандартами, которым уже пятый год, школьникам настоятельно рекомендуется посещать продленки. Право выбора остается за родителями и детьми. В первую очередь группы рассчитаны на детей из многодетных, неполных и малоимущих семей.
Мы посмотрели, чем занимаются дети в этих группах. Директор СОШ №29 Мустафа Магомедов почему-то отказался от каких-либо комментариев, ссылаясь на нехватку времени. «Надо было предупредить о визите», – сказал он. После подобного заявления остается только догадываться, как организован внеурочный досуг учеников этой школы.
В СОШ №50 им. Р. Гамзатова часам к 12, после прогулки, первоклассники погружаются в творческий процесс: лепка, рисование, чтение… Для занятий отведен специальный кабинет, на дверях которого красуется табличка «Продленка 1 кл.» Ученикам постарше приходится приспосабливаться в свободных помещениях. «Главное, – считает воспитатель продленного дня Муминат Саидахмедова, – чтобы они не мешали».
В рабочем дневнике воспитателя все расписано по часам.
– Обучение согласно новым стандартам проходит в увлекательной форме. В основном все дети – шестилетки, больших нагрузок они не выдерживают. Классные часы, экскурсии, круглые столы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, проектная деятельность – это и есть внеурочная работа. Планируется она в зависимости от интересов детей, – рассказывает М.Саидахмедова и достает из шкафа детские поделки на различную тематику. – Услуга, не считая питания, абсолютно бесплатная. За обеды родители оплачивают 200 рублей за ребенка в неделю, но и порция в обед тут в два раза больше той, что выдается бесплатно.
Решаю посмотреть, чем кормят детей в столовой, взглянуть, что подают детям за 36 руб. в день. В меню этого дня были суп куриный, хлеб, компот… Неплохо. По крайней мере на столах почти ничего не осталось.
По мнению части педагогов, с которыми удалось побеседовать в ходе рейда, готовя материал, в самой идее группы продленного дня ничего эффективного нет. Ведь по сути это всего лишь гарантия спокойствия родителей, да и то не всех. Ребенок устает от школы физически, в результате интерес к учебе падает.
– Поначалу внеурочная деятельность предполагала 10 дополнительных часов в неделю по разным направлениям, – объяснили педагоги. – Однако детям такая нагрузка оказалась не по силам. Поэтому решено было сократить количество направлений до пяти, а количество часов по этим направлениям осталось на усмотрение школы. То есть на патриотическое направление может быть отведено и полчаса, и час. Потому и продолжительность занятий в школах разнится. При этом надо, чтобы родители понимали: воспитатель – не учитель, он не обязан брать на себя дополнительную нагрузку, выполняя домашнее задание с учениками.
Словом, вопросов, связанных с внеурочной деятельностью, больше, чем ответов. И дело не только в ограниченном количестве часов, но и в эффективности проводимых занятий. Важно, чтобы это не было «галочкой» в отчетном журнале воспитателя группы продленного дня.
От редакции: Приглашаем к разговору на данную тему родителей, учителей, руководство школ и представителей Министерства образования и науки РД, управлений образования муниципалитетов. Надеемся получить конкретные предложения, как сделать работу групп продленного дня по-настоящему интересной, эффективной и полезной для учащихся.