Простое решение
Учился студент хорошо. Правда, только по предметам, имеющим непосредственное отношение к его будущей специальности. А вот от лекций по общественным дисциплинам он старался увильнуть. Непрофильные предметы до него доходили туго.
Вместо этих лекций Самур пропадал в Доме ученых, размещенном в бывшем особняке академика архитектуры. Здесь он был в своей стихии. При Доме функционировали различные секции, проводились «Дни науки», действовал клуб «Пульсар», объединяющий сотни молодых научных сотрудников, собирались инженеры и изобретатели для решения актуальных проблем. Иногда устраивали благотворительные обеды, что также было немаловажным влекущим фактором. К изобретателям Самур относился с особым благоговением. Он считал, что всё нерукотворное создано Богом, а всё рукотворное – изобретателями.
Однажды, удрав с лекции по истории КПСС, студент отправился в храм науки. На этот раз в актовом зале обсуждали вопрос о дальней перевозке живой рыбы. Проблема заключалась в том, что в процессе транспортировки рыба данной породы должна была постоянно находиться в движении, иначе она погибала, не успев доехать до места назначения. Посыпались предложения применить всевозможные мешалки, насосы, создающие циркулирующие потоки воды, и прочее. Все они в принципе решали задачу, но были технически сложны и дороги, причем могли нанести рыбе травму. Требовалось более простое и эффективное решение.
Самур обычно не вмешивался в процесс обсуждения и только внимательно слушал выступающих, прикидывая в уме свои собственные варианты решения той или иной задачи. Но на этот раз он не выдержал и с места выкрикнул:
– Щука!
Ученые удивленно переглянулись между собой, мол, кто это такой и что он имеет в виду?
– Надо в цистерну с рыбой запустить щуку! Хищник наведет на рыбок страх и заставит их постоянно двигаться, – разъяснил Самур. – Правда, придется пожертвовать парой рыбёшек, зато остальные останутся живы. И никакие мешалки при этом не нужны!
Это было идеальное решение. Самур хотел было еще кое-что добавить к сказанному, но не успел. Сзади вполголоса донеслось:
– А вы, молодой человек, почему не на лекциях?
Студент обернулся и обомлел: это был Валерий Николаевич.
С тех пор отношение педагога к своему подопечному изменилось к лучшему. Ректор был человеком удивительной теплоты, имел за плечами огромный опыт общественной и педагогической работы. Как говорили о нем коллеги и студенты, был большим демократом, живущим по принципу: «доброта спасет мир». Валерий Николаевич считал, что студента надо любить. Если он чувствует заботу о себе, ощущает неформальное отношение руководства института, то и сам становится совсем другим — более открытым, контактным, прилежным. Особо ректор заботился об их здоровье и шутливо приговаривал: «Советской стране нужны инженеры не с красными дипломами и синими рожами, а с синими дипломами и красными рожами».
Валерий Николаевич смекнул, что из этого худенького паренька может получиться талантливый инженер. Предложенное им решение по сохранности рыбы могло прийти в голову только человеку с раскрепощённым воображением. А такие люди, как правило, становятся локомотивом любого творческого коллектива. Поэтому ректор настойчиво советовал декану не мешать Самуру в его творческих изысканиях. На этом Валерий Николаевич несколько успокоился, но в душе не перестал опасаться студента.