Просвещение, образование
В дореволюционный период у лезгин своя особая письменность не сложилась. Они пользовались арабским алфавитом и арабским языком. Правда, отдельные авторы, в частности поэт Етим Эмин, писали и на родном языке, но арабской графикой.
Известный языковед Услар предложил свой лезгинский алфавит, причем использовал для его создания несколько грузинских знаков. На основе алфавита Услара в 1871 году в Темир-Хан-Шуре выпустил книгу Казан-Фарбек из Мамраша.
В 1911 году житель Касумкента Абужафер Мамедов издал в Тифлисе «Кюринскую азбуку» и книгу для первоначального чтения. В том же году Кавказский учебный округ также издал букварь на лезгинском языке. Однако оба эти букваря не были применены в школьном обучении.
В XVIII-XIX вв. обучение всецело находилось в руках мусульманского духовенства. Существовало множество примечетских школ и медресе.
Обучение в примечетских школах сводилось, как правило, к чтению Корана без какого бы то ни было осмысливания прочитанного. В школах же повышенного типа (медресе) обучалось небольшое количество учащихся, окончившие медресе занимали различные духовно-судебные должности. Высшее образование на арабском языке получали немногие. Окончившие мусульманские высшие школы, за редким исключением, не занимались точными науками, а выступали как ученые богословы-исламоведы. Одним из самых видных дагестанских ученых-богословов является Магомед Эфенди Ярагский.
Мусульманские примечетские школы (медресе, мектебы) вплоть до начала 60-х годов XIX века были в Дагестане единственным видом школ, в которых дети учились читать и писать, а в ряде случаев приобретали и некоторые знания из области точных наук.
Обучение и воспитание в примечетских школах находилось в руках духовенства и большей частью было платным. Некоторые духовные лица имели свои библиотеки арабских книг, причем в отдельных случаях в этих библиотеках встречались книги светского содержания. Так, в библиотеках мулл табасаранских селений Ханаг, Гуми встречались книги по алгебре, геометрии, астрономии, медицине и другим наукам.
После присоединения Дагестана к России, особенно со второй половины XIX века, царское правительство стало открывать светские школы. Таким образом, начиная с 60-х годов XIX века параллельно существовали две в корне отличные друг от друга системы обучения — мечетские школы и школы на русском языке. Однако светская школа не смогла завоевать в дореволюционный период прочные позиции ввиду крайней малочисленности.
Попытки царских властей взять примечетские школы под государственный контроль не дали ощутимых результатов. Они по существу остались вне сферы влияния и контроля государственных органов.
До 1861 года в Самурском округе вообще не было светских школ и обучение находилось в руках духовных лиц. С 1861 по 1907 гг. в округе имелась всего одна светская школа. Количество учеников в ней не превышало 40-70 человек. Между тем к 1890 году в Самурском округе было 82 примечетские школы, где обучалось 804 ученика, в том числе 235 девушек.
В селении Ахты 26 сентября 1961 г. была открыта первая светская школа на 44 ученика для обучения русскому и азербайджанскому языкам. Несмотря на то, что школа была в педагогическом отношении слабой, в ней учились в основном дети из состоятельных слоев. Впервые мусульманской схоластической школе была противопоставлена светская школа.
В дальнейшем позиции светской школы, хотя и медленно, но укреплялись.
Надо отметить, что горцы сочувственно отнеслись к светской школе и добивались открытия подобных школ в других селениях. Начальник Самурского округа Н. П. Шосте писал в Санкт-Петербург: «Вопрос о расширении ахтынского училища обсужден обществами селений Ахты, Мискинджи, Кара-Кюре, Рутул. Они вполне сознают пользу и необходимость распространения грамотности как источника образования среди подрастающего поколения. Осуществить это благое дело собственными средствами они не могут, так как очень бедны, собственных капиталов не имеют, и значительная их часть вынуждена снискать себе средства к существованию отхожим промыслом. Со своей стороны свидетельствую о справедливости доводов, высказанных обществами поименованных селений, как причины, лишающей их возможности открытия в своих селениях школ на собственные их средства».
В 1907 году в Хрюге была открыта вторая по счету одноклассная школа. Третья одноклассная школа была открыта в 1914 году в Рутуле.
В еще более плачевном положении находилось просвещение в Кюринском округе, где первая светская школа была открыта спустя 65 лет после присоединения Дагестана к России. Это было двухклассное сельское училище в окружном центре Кюринского округа – Касумкенте. Через 100 лет после присоединения к России, в 1912 году, в Курахе на средства казны была открыта вторая светская школа, размещалась она в арендованном частном доме. Как отмечается в официальном документе, местное население «охотно откликалось на нужды школы, видя из ней зачаток культурного преуспевания молодого поколения». В 1914 году были открыты еще две школы в селениях Хив и Уллу-Тотаге.
Таким образом, в Кюринском округе к 1917 году было всего 4, а в Самурском 3 начальных школы. Светские школы охватывали сравнительно небольшое количество учащихся, среди которых почти не было девочек.
В Дагестане было ничтожно мало учительских кадров и вообще светской интеллигенции, но эти педагоги целиком посвятили себя делу просвещения дагестанцев.