X
13:19 17.07.2022

Противоядие от разложения

Огромный потенциал таит в себе наш регион, в котором живёт разнокультурное и многоязыковое общество, а природа горного края не уступает по красоте и очарованию альпийским лугам Швейцарии. Высокие по сравнению с другими регионами России демографические показатели говорят о бурных социальных процессах. Однако всё вышеперечисленное – завораживающее природное богатство и динамичное развитие общества – пока ещё никак не поспособствовало тому, чтобы уровень жизни в Дагестане поднялся до стандартов географически схожих с ним европейских государств.

Причиной тому, вполне вероятно, послужили различные социальные модели, далеко стоящие друг от друга и по развитости передовых технологий, и по комфортабельности жизненных условий, и по производственным отношениям.

Я не планирую затрагивать вопросы сугубо экономического характера, а намерен остановиться на человеческом факторе. Это будет не столько критическая оценка власти как таковой, сколько попытка анализа психологической стороны тех политических реалий, с которыми сталкивается человек на селе.

Нет большой пользы от ностальгирования по старым и добрым временам. В той же степени бессмысленно петь хвалебные гимны прошлому. Частые отсылки к былому оправдываются рефлексией, без которой невозможно переосмыслить опыт минувших веков и очень сложно прокладывать магистраль в будущее. Вдумчиво осмысливать в ретроспективе стержневые черты национального характера – верный ключ к пониманию дагестанского общества. Те самые качества, благодаря которым наши спортсмены с поразительным постоянством завоёвывают победы и поднимаются на высокие пьедесталы, а деятели искусства, культуры и научная интеллигенция являют собой образцы для подражания. Достижения последних, к сожалению, малозаметны и не тиражируются так широко, как хотелось бы.

Из всех видов капитала самым ценным, безусловно, является человеческий. Так как общественное бытие определяет сознание людей, в повседневной действительности обычаи, традиции, религия, культура и другие элементы человеческого общежития волей-неволей склоняют голову перед всемогущим рынком и растворяются в пучине экономических отношений.

В большом городе не чувствуется гнёт командно-административного давления. Совершенно иную картину являет собой жизнь на селе, где пресс социальных пороков свинцовой тяжестью давит на каждого члена общины. Общину эту тоже следует назвать условной, ибо классического джамаата сегодня нет и в помине. Там, где есть централизованная административная власть, с ней априори не могут идти рука об руку общинные порядки. Две властные силы долго не уживаются, и рано или поздно одна вытесняет другую, что и произошло со временем.

Из всех видов капитала самым ценным, безусловно, является человеческий. Так как общественное бытие определяет сознание людей, в повседневной действительности обычаи, традиции, религия, культура и другие элементы человеческого общежития волей-неволей склоняют голову перед всемогущим рынком и растворяются в пучине экономических отношений

Знаю об этом не понаслышке, поскольку сам, бывало, сталкивался с произволом, хамством и невежеством представителей местных властей. К сожалению, реакцию сельской общины на неподобающее поведение нельзя назвать адекватной.

Житель села оказывается как бы под стеклянным колпаком местных порядков. Что же тут плохого? В таком случае больше коллективных начинаний и крепче социальная дисциплина, скажет читатель. С этим никто не спорит. Однако подобие идиллии длится до тех пор, пока во властные структуры не прорываются самодуры. С момента вступления в должность любителей авторитарного самоуправства разворачивается настоящая драма. И тогда не миновать беды: сумасбродный администратор, возомнивший себя всесильным сатрапом, под знаком легитимности подминает под себя общественные порядки. Либо ты молча соглашаешься с происходящим, либо открыто даёшь понять, что не намерен потакать этому и смотреть сквозь пальцы на произвол. Третьего не дано.

Формула «все беды от невежества» идеально перекликается с феноменом недопонимания многими, что именно их попустительство разжигает аппетиты мелкого деспота и подпитывает его дутое могущество и мнимый авторитет. Власть помпадура держится на безропотном послушании большинства, а его фантомное всесилие есть продукт смирения широких масс с произволом чиновника.

К сожалению, личина нередко с криминальной физиономии такого чиновника спадает с существенным запозданием – в момент, когда с ордером на арест к нему наведываются представители правоохранительных органов. И тогда во всей неприглядной наготе раскрывается ничтожество того, кто до тех пор грозно метал громы и молнии с высоты занимаемого поста. Весьма поучительно стремительное низвержение карьеристов в пропасть, откуда начинался их скользкий путь наверх.

Нет ничего более унизительного для человека, чем попрание его достоинства путём вынуждения к покорству – силовым, коллективным, психологическим методом. Такое практиковалось и продолжает практиковаться достаточно часто и широко, чтобы уже начать сознательную борьбу с этим. Деградирующий эффект и растлевающее действие на дух общества от таких «художеств» очевидны. Действие упомянутого явления сравнимо со злокачественной опухолью, пожирающей здоровые клетки в организме.

Тысячу раз прав был Бродский, говоря, что «мир, вероятно, спасти не удастся, но отдельного человека всегда можно». Поэтому львиную долю надежды разумнее возлагать на сильные и пассионарные личности, которые приведут массы к процветанию. Как бы меланхолично ни звучало, судьбы народов всегда решали самоотверженные единицы. Роль личности в истории велика, чтобы её легкомысленно игнорировать.

Когда-то в обществе горцев раболепство и гражданское малодушие беспощадно клеймили как трусость, недостойную свободной личности. Этот гражданский постулат крепко сидел в людском сознании. Всё низменное и пресмыкающееся душили в зародыше. Но сегодня на селе заметны подспудные, исподволь идущие поползновения к созданию фундаментально несправедливого общества, где окажется класс патрициев и плебеев.

Есть надежда, что, вопреки мрачным прогнозам, этого не произойдёт. Всё-таки решающую роль в жизни общества играет менталитет, который отражает многовековой опыт народа и впечатывается в его генетический код, проявляя себя через социокультурное поведение людей. Именно горский менталитет свободного и сильного духом человека должен стать противоядием внутреннему разложению.

Статьи из «Общество»

Каспий: кто и что убивает тюленей

34
В последние годы мы сталкиваемся с фактами массовой...

Однажды на телестудии

7
Итак, за неделю до Нового года звонит моя невестка и спрашивает: «Не могли бы вы, отец,...

Налог на «железного коня»

7
Вопреки укоренившемуся мнению, автомобиль сегодня не только средство передвижения, но и становится роскошью, облачившись в ценник свыше 10 миллионов рублей. И...

ВАЗ заимел технологический суверенитет?

4
Нетрудно представить себе временной отрезок в 25 секунд. Это меньше полминуты. Что можно сделать за такое короткое время?...

Электрокары замахнулись на рекорд

2
На отечественном авторынке по итогам прошлого года...

Поедем? Нет, полетим!

6
Принято ругать отечественных производителей авто, считая наших инженеров недостаточно...

Верность историческому выбору

5
Наша республика 20 января отметит очередную годовщину своей автономии. В этот день в далёком 1921 году Всероссийский центральный исполнительный комитет принял...

Благородное наследие

9
Сын достоин памяти своего отца, если продолжает его благородное дело, чтит и с искренним...

Дом печальный

18
Закат советской эпохи для Махачкалы ознаменовался рядом архитектурных изысков....

Не дрогнуть на избранном пути

67
С момента возникновения наука традиционно считалась...

Пособия: кому и сколько

26
Минтруд Дагестана информирует, что с 1 января 2025 года размеры государственных пособий для семей с детьми будут следующими:

Праздник, который объединяет

12
Рождество в Дагестане – это не только светлый и радостный праздник, напоминающий о...