X
10:31 31.07.2025

Птичьи права потребителей

Для начала хочу обратить внимание читателя на снимок. На первый взгляд картина ясна: при полупустом мусорном баке люди просто не донесли до него отходы своей жизнедеятельности. Но не спешите обвинять «нехороших» граждан, ибо дело совсем в другом.

Буквально полчаса назад этот бак был полон доверху. Настолько, что часть мусора просто вывалилась. Приехала машина, выгрузила содержимое бака в своё чрево и уехала. А мусор, который был вне бака, так и остался лежать. И завтра будет так же, и послезавтра.

Понятно, что «мусорные короли» сходу отметут претензии на вывоз мусора: как же, машина ведь приезжает. Но дело в том, что выполнена лишь часть работы. А когда наберётся достаточно много мусора вокруг бака, приедут погрузчик и грузовик, почистят. Но за это время ветер уже разнесёт мусор вокруг, и его никто и не будет собирать. Так и складывается в глазах туристов «имидж» нашей республики.

Когда вывозят мусор, когда горит свет, из крана течёт вода, нам вроде бы не на что жаловаться. Но давайте посмотрим на качество тех услуг, которые нам оказывают. Вроде бы есть свет, но напряжение такое низкое, что не все бытовые приборы работают. Иногда даже выходят из строя. Перепады таковы, что люди вынуждены приобретать стабилизаторы. И даже они не справляются, когда входное напряжение падает ниже 120 вольт.

Не менее «весёлая» картина и с водой. То перебои, то нет давления, то она мутная. Лично для себя я проблему решил тем, что купил и установил ёмкость для набора воды, когда она подаётся, насос для поднятия давления, а на входе – фильтр. Хорошо, что в частных домах есть такая возможность, а что делать живущим в человейниках?

В зимний период нередки жалобы людей на низкое давление газа, особенно в сельской местности. Газовики объясняют тем, что к линии подключаются многочисленные теплицы. Но каковы бы ни были объяснения, потребители не должны страдать. Они не должны из-за некачественных услуг, им предоставляемых, нести дополнительные расходы – приобретать стабилизаторы напряжения, ёмкости для воды, фильтры, насосы… Но приходится.

Что же делать в такой ситуации? Как бороться с поставщиками некачественных услуг? Ответ напрашивается сам собой: воспользоваться своими правами, в частности предоставляемыми законом о защите прав потребителей. Теоретически можно, а практически делать это нереально. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, сошлёмся на некоторые статьи этого закона.

В первой же статье говорится, что «правительство Российской Федерации не вправе (здесь и далее выделено мной. – Авт.) поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей».

И дальше, чтобы не выставлять исполнительный орган таким уж беззубым, законодатели уточняют: «Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг)».

Статья 4. Качество товара (работы, услуги): «Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору».

Практически весь закон построен на том, что продавец (или структура, лицо, оказывающие услуги) и потребитель должны заключать договора, в которых прописаны все условия, а государственные структуры вмешиваются лишь в том случае, когда они нарушаются.

Вроде бы всё логично, но именно тут зарыта собака. Снабжающие ресурсами организации никогда не пропишут в этих договорах то, какими должны быть подаваемое напряжение, давление воды, её качество. Не пропишут то, что им не выгодно, не для этого держат они в штате юристов. А потребитель – он одинок, легко может заблудиться в юридических дебрях и, не задумываясь, подпишет любую бумагу, лишь бы ему дали электричество, воду, газ.

В законе вроде учтено и это: «При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется».

Уточним. Если в договоре не прописаны качественные характеристики поставляемых услуг, соответственно, потребитель не может предъявить какие-то претензии. Это первое. Второе – хотел бы я видеть человека, который имеет на руках такие договора. Менталитет наших людей таков, что они, если и были заключены какие-то договора, относятся к ним как к ненужным бумажкам и вскоре забывают об их существовании. То есть если у вас нет на руках договора, то тут все судьи вместе с прокурорами бессильны вам помочь.

Сошлёмся еще на одну, 29-ю статью закона о защите прав потребителей. «Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами».

Закон даёт такое право, но, чтобы им воспользоваться, нужно запротоколировать нарушение, правильно составить исковое заявление, отпрашиваться с работы для участия в судебных заседаниях, а то придётся нанимать адвоката. И получается, что овчина выделки не стоит.

Хорошо, в одиночку такую работу не каждый осилит, но ведь есть же общественные объединения потребителей. Да, есть, но что говорит закон? Вот статья 45-я: «Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом».

Закон о защите прав потребителей направлен на то, что если приобретённый товар (особенно высокотехнологичный, дорогой) оказался некачественным, то продавец несёт за это ответственность. И в этой части закон работает, к нему потребители часто прибегают. Но в части, касающейся качества оказываемых нам коммунальных услуг, права потребителей оказываются какими-то птичьими.

Похожие

Чистый берег – общее дело

14
Ранним утром на пляж вышли блогеры, чиновники, спортсмены и простые горожане, которым не...

Чистота начинается с урн

22
Природа наделила Дагестан невероятными красотами, но, к сожалению, деятельность человека...

Сады вместо свалок

24
Дагестан обладает богатыми природными ресурсами – это ни для кого не секрет. Как и то, что...

Демонтаж автотранспорта не предполагается

16
Наша газета 14 августа этого года опубликовала...

«Полосатая» проблема

34
У спех любого дела начинается с правильной, детально продуманной организации. Не зря...

Пластик захватывает мир

77
Проблема загрязнения окружающей среды бытовым пластиком сегодня стала одной из наиболее...

И предостережения, и штрафы

18
Мусор уже становится своего рода визитной карточкой Дагестана. О нём пишут туристы, местные...

Статьи из «Общество»

Достойные люди!

6
Жители Акушинского района гордятся своими земляками, заслужившими авторитет за пределами родного края, особенно теми, кто с честью продолжил дорогу, проложенную...

Побег

4
Однажды так случилось, что пребывание Расула Гамзатова в Кремлевской больнице на ул....

Ушедшие в небытие

23
Пожалуй, каждый хоть раз задавался вопросом: а что будет, когда нас не станет? Как скоро...

Мэтры и новички на одном подиуме

11
Масштабный показ под открытым небом. Яркое событие не...

Победа над… пустыней. Это реально?

7
В конце прошлого года китайские власти заявили о...

Редкий и исчезающий

11
Найти ее довольно сложно – птица крайне осторожная и пугливая. Орнитологи и сотрудники...

Парнишка с вагонного депо

6
Нынешний год особо знаменательный – Год 80-летия ­Великой Победы над фашистской Германией и...

Эстафета героев

9
Курская битва. Уже одно упоминание о ней вызывает гордость за нашу страну и беспредельную...

Улыбка капитана державы

12
Если мы сегодня, в День Государственного флага Российской Федерации, вспомним знаменитую...

Помогать другим – стиль жизни

8
Они учатся, работают, но находят время, чтобы помогать другим. Началось всё с организации...

Знамение времени

4
Не вызывает сомнений, что нынешний модифицированный террор не чета прежнему, который может показаться детским лепетом в сравнении с огнедышащим драконом,...