Буквально полчаса назад этот бак был полон доверху. Настолько, что часть мусора просто вывалилась. Приехала машина, выгрузила содержимое бака в своё чрево и уехала. А мусор, который был вне бака, так и остался лежать. И завтра будет так же, и послезавтра.
Понятно, что «мусорные короли» сходу отметут претензии на вывоз мусора: как же, машина ведь приезжает. Но дело в том, что выполнена лишь часть работы. А когда наберётся достаточно много мусора вокруг бака, приедут погрузчик и грузовик, почистят. Но за это время ветер уже разнесёт мусор вокруг, и его никто и не будет собирать. Так и складывается в глазах туристов «имидж» нашей республики.
Когда вывозят мусор, когда горит свет, из крана течёт вода, нам вроде бы не на что жаловаться. Но давайте посмотрим на качество тех услуг, которые нам оказывают. Вроде бы есть свет, но напряжение такое низкое, что не все бытовые приборы работают. Иногда даже выходят из строя. Перепады таковы, что люди вынуждены приобретать стабилизаторы. И даже они не справляются, когда входное напряжение падает ниже 120 вольт.
Не менее «весёлая» картина и с водой. То перебои, то нет давления, то она мутная. Лично для себя я проблему решил тем, что купил и установил ёмкость для набора воды, когда она подаётся, насос для поднятия давления, а на входе – фильтр. Хорошо, что в частных домах есть такая возможность, а что делать живущим в человейниках?
В зимний период нередки жалобы людей на низкое давление газа, особенно в сельской местности. Газовики объясняют тем, что к линии подключаются многочисленные теплицы. Но каковы бы ни были объяснения, потребители не должны страдать. Они не должны из-за некачественных услуг, им предоставляемых, нести дополнительные расходы – приобретать стабилизаторы напряжения, ёмкости для воды, фильтры, насосы… Но приходится.
Что же делать в такой ситуации? Как бороться с поставщиками некачественных услуг? Ответ напрашивается сам собой: воспользоваться своими правами, в частности предоставляемыми законом о защите прав потребителей. Теоретически можно, а практически делать это нереально. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, сошлёмся на некоторые статьи этого закона.
В первой же статье говорится, что «правительство Российской Федерации не вправе (здесь и далее выделено мной. – Авт.) поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей».
И дальше, чтобы не выставлять исполнительный орган таким уж беззубым, законодатели уточняют: «Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг)».
Статья 4. Качество товара (работы, услуги): «Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору».
Практически весь закон построен на том, что продавец (или структура, лицо, оказывающие услуги) и потребитель должны заключать договора, в которых прописаны все условия, а государственные структуры вмешиваются лишь в том случае, когда они нарушаются.
Вроде бы всё логично, но именно тут зарыта собака. Снабжающие ресурсами организации никогда не пропишут в этих договорах то, какими должны быть подаваемое напряжение, давление воды, её качество. Не пропишут то, что им не выгодно, не для этого держат они в штате юристов. А потребитель – он одинок, легко может заблудиться в юридических дебрях и, не задумываясь, подпишет любую бумагу, лишь бы ему дали электричество, воду, газ.
В законе вроде учтено и это: «При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется».
Уточним. Если в договоре не прописаны качественные характеристики поставляемых услуг, соответственно, потребитель не может предъявить какие-то претензии. Это первое. Второе – хотел бы я видеть человека, который имеет на руках такие договора. Менталитет наших людей таков, что они, если и были заключены какие-то договора, относятся к ним как к ненужным бумажкам и вскоре забывают об их существовании. То есть если у вас нет на руках договора, то тут все судьи вместе с прокурорами бессильны вам помочь.
Сошлёмся еще на одну, 29-ю статью закона о защите прав потребителей. «Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами».
Закон даёт такое право, но, чтобы им воспользоваться, нужно запротоколировать нарушение, правильно составить исковое заявление, отпрашиваться с работы для участия в судебных заседаниях, а то придётся нанимать адвоката. И получается, что овчина выделки не стоит.
Хорошо, в одиночку такую работу не каждый осилит, но ведь есть же общественные объединения потребителей. Да, есть, но что говорит закон? Вот статья 45-я: «Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом».
Закон о защите прав потребителей направлен на то, что если приобретённый товар (особенно высокотехнологичный, дорогой) оказался некачественным, то продавец несёт за это ответственность. И в этой части закон работает, к нему потребители часто прибегают. Но в части, касающейся качества оказываемых нам коммунальных услуг, права потребителей оказываются какими-то птичьими.