Путь к сердцу туриста лежит…
Наравне с сельским хозяйством развитие туризма в Дагестане давно рассматривается как одно из стратегических направлений экономики республики. Но что нужно сделать, чтобы туризм стал реально выгодным, как, например, в той же соседней Грузии?
Несмотря на то, что купальный сезон у нас короткий, все же есть потенциал для приема туристов круглый год. На протяжении последних лет поток гостей в республику неуклонно возрастал. Так, с 2018 по 2019 годы турпоток вырос на 20% и составил 850 тысяч человек. И хотя эпидемия внесет свои коррективы в показатели этого года, тем не менее потенциал для развития отрасли не задействован в полную силу.
Что необходимо туристическому бизнесу, чтобы он стал выгодным для всех: и для самих туристов, и для дагестанцев? Тему мы обсуждаем с директором по развитию внутреннего и въездного туризма туристической компании «Цестрис-Трэвэл» Еленой Шагиной. По мнению собеседницы, немаловажно работать над развитой логистикой. Это дороги по туристическому маршруту, точки питания…
– Сейчас самая большая проблема – это нехватка элементарной инфраструктуры, – говорит она. – Приезжают сотни, тысячи туристов, и им надо создать комфортные условия.
Но туристы едут не только за впечатлениями для души, но и, например, отведать экзотические блюда. Это пожелание уже давно учли в Грузии, Турции, где пункты питания есть на каждом шагу даже в самых удаленных туристических местах. У нас с этим делом всё не так ладно.
– Ведь есть прекрасная возможность развивать гастрономический туризм. Но у нас сейчас пункты питания, полностью соответствующие предписанным нормам, можно пересчитать по пальцам. Есть хороший сервис в Гунибе, Дербенте, еще в паре мест, есть гостевые дома, где быстро, вкусно готовят, качественно обслужат. Но этого мало, к сожалению. Данное направление крайне важно развивать, – уверена собеседница.
Как выяснилось, весь туристический сервис создается в основном самими же туристическими компаниями, а эти затраты надо как-то отработать.
– Иногда работаем вхолостую, а поднимем цены – потеряем клиентуру, которую с таким трудом завоевываем каждый год. А опускать цены ниже – значит, разориться, ведь нет никаких налоговых послаблений для туристического бизнеса. Еще одна проблема – гиды -самоучки. У нас возникла следующая ситуация. Нередко водители автобусов, которых мы нанимали ранее, изучив экскурсионный маршрут, через некоторое время начинают сами организовывать туры. Но, как правило, в данном случае туристы бывают предоставлены сами себе, не организованы места питания, ночлега. В итоге это сказывается на имидже всей туристической отрасли Дагестана, – сетует Елена Шагина.
Туристы едут не только за впечатлениями для души, но и, например, отведать экзотические блюда. Это пожелание уже давно учли в Грузии, Турции, где пункты питания есть на каждом шагу даже в самых удаленных туристических местах
Тем временем на совещании в Правительстве РД, посвященном развитию туризма в республике, глава профильного министерства Расул Ибрагимов сообщил, что планируется создать туристические хабы со всей необходимой инфраструктурой на популярных турмаршрутах в Махачкале и в Магарамкентском районе. По словам министра, на сегодняшний день функционирует 248 коллективных средств размещения, развивается сеть туристских маршрутов по республике.
В пресс-службе Минтуризма РД «Дагправду» проинформировали, что в период эпидемии министерство находилось в тесной связи с представителями туркомпаний и агентств. «Более 60 предприятий сферы туристического и гостиничного бизнеса подали заявки в Управление федеральной налоговой службы по Республике Дагестан на получение поддержки, в том числе субсидии на заработную плату. Большая часть из них уже получила господдержку. Остальные заявки на стадии рассмотрения. Кроме того, министерством на постоянной основе проводятся совещания, в ходе которых обсуждаются вопросы координации требований антитеррористической защищенности объектов», – сообщили в ведомстве.
Как пояснили там же, в разгар туристического сезона многие гостиницы, гостевые дома и турбазы бывают заполнены вплоть до середины осени. Учитывая этот фактор, мы сегодня можем говорить о том, что в Дагестане целесообразно создать еще большее число коллективных средств размещения, в том числе и развитие прибрежной зоны.
Надо отметить, что сейчас к нам едут в основном «дикари». Это люди, выбирающие если и не экстремальный отдых, то нарочито без удобств, везут палатки и обходятся минимальным комфортом. Их радушно встречают наши земляки, берут на ночлег, кормят в своих домах. Но такие туристы вряд ли принесут существенную прибыль республике.
Для комфортного пребывания туристов с деньгами требуются и соответствующие гостиницы, которых даже в Махачкале не так много, да и вмещать за раз много заезжих гостей просто не получится. Требуется и особая логистика, а туристические маршруты должны быть разработаны четко, начиная с культурной и развлекательной части, заканчивая их санитарным состоянием. А главное – снисходительность и лояльность к привычкам туристов. Ведь для подавляющего большинства наших гостей проще поменять место отдыха, чем привычки.