Путерброт и его наследие
Выставка театральных работ дагестанского художника Эдуарда Путерброта проходит в Бахрушинском музее в Москве.
Эдуард Путерброт работал в театрах республики, участвовал в многочисленных выставках, занимался исследовательской, литературной и общественной деятельностью и еще много раз успел бы написать мир по-новому, удивить своим талантом, поделиться своей любовью к искусству. Он готовился к выставке «Неизвестный Путерброт», которая в итоге не состоялась: страшная трагедия оборвала жизнь художника в ноябре 1993 года. Но он живет в памяти народа, в работах, в улыбках и размышлениях, которые вызывают его персонажи.
Зрителям представили эскизы декораций, афиши к спектаклям, фото– и видеохронику о художнике и сцены из спектаклей, чертежи с разметками и расчетами, рисунки и наброски, словом, все то, что приоткрывает занавес в театральное закулисье.
– Творчество Путерброта – это не только его глубоко индивидуальный яркий вклад в российское искусство, но и крайне важная для Бахрушинского музея линия связей с театрами Дагестана, окрепнувшая в последние годы в научной и выставочной деятельности, а главное – в дружеских профессиональных отношениях, – приветствовал гостей директор московского музея Дмитрий Родионов. – Эдуард Путерброт работал во всех театрах Дагестана и был многогранной творческой личностью, соединявшей разные школы, направления, традиции вокруг искусства театра. Надеюсь, эта первая выставка послужит прообразом более масштабной выставки в будущем, когда мы получим после реконструкции большой выставочный зал, а сегодня представляем ее генеральную репетицию, что в театре иногда бывает важнее самой премьеры.
Директор Музея истории Махачкалы Зарема Дадаева рассказала, как создавался выставочный проект:
– Эта выставка – часть масштабного проекта нашего музея под названием «Фрагмент занавеса №16», построенного вокруг личности Путерброта. Проект стал победителем музейно-театральной лаборатории «THEATRUM 2019», совместной инициативы фонда Владимира Потанина и Института театра «Золотой маски», где мы познакомились с людьми, которые сегодня творят новый театр в междисциплинарной плоскости. Эдуард Путерброт как раз был экспериментатором, новатором, удивительным человеком, который мог говорить обо всем в культуре и писать об этом. Все ему виделось фундаментально и в новой свежей форме. Его наследие огромно! Для Дагестана Путерброт – культовая фигура. Он стоял у истоков дагестанской сценографии и взрастил целую плеяду художников. Это первая персональная выставка мастера как театрального художника. Мы представляем наследие, которое бережно хранилось в семье художника. Его сын Антон Путерброт оцифровал тысячи эскизов, фотографий, дневников. Сейчас мы пока только приоткрываем этого художника-новатора и впереди еще много открытий большой творческой личности.
Как сообщается на официальном сайте Бахрушинского музея, на выставке оценил наследие художника искусствовед, член-корреспондент РАХ, руководитель программы «Современное искусство», профессор Высшей школы экономики Леонид Бажанов:
«Эдуард Путерброт – очень крупная фигура в русском искусстве. В данном случае мы видим его как сценографа, и получилось это очень убедительно. Видно, насколько широко его творчество, насколько широк диапазон обращения к разным традициям, насколько он ориентировался и знал историю сценографии, историю зарубежного и русского искусства.
Путерброт был гуру, настоящим мудрецом, его интеллект сопрягался с потрясающим этическим ресурсом. Его отличали оперирование различными языками, различными дисциплинами, виртуозное владение междисциплинарностью и действенной перформативной сценографией, которая граничит с режиссурой, литературой, с вербальными конструкциями и т.д. Хочу поблагодарить Бахрушинский музей – пристанище интеллектуалов, адресно здесь как раз место Путерброта».
Творчество художника изучают искусствоведы и постоянно открываются новые грани.
В свое время московский искусствовед Иван Купцов, восхищаясь его личностью и талантом, писал:
«Острая мысль, тонкий вкус и светлая фантазия талантливого человека дарили людям свои «песни», никем до него не сложенную, чистую, свежую мелодию. Эдуард Путерброт, как никто другой, был верен дагестанским традициям, высокой культуре лучезарных, но тонких световых сочетаний. Самобытное дарование, он тонко подмечал детали обыденной жизни, преобразуя их, выставляя на первый план человеческий смысл создаваемого. Его творчество проницательно, образно, оно обладает масштабностью и эпичностью, где каждая деталь преобразована его интуицией».
Заведующая Музеем истории театров Дагестана (филиал Национального музея им. А. Тахо-Годи) Лилия Джамалутдинова передала в дар Бахрушинскому музею уникальные театральные артефакты – три афиши Дагестанского Русского драмтеатра к спектаклям, которые оформлял Эдуард Путерброт: 1937 г. «Четыре допроса», постановка Феликса Бермана; 1985 г. «Последняя любовь Насреддина» В.Рацера, Б.Константинова; 1989 г. «Дом сумасшедших» Э.Скарпетта, режиссер Ислам Казиев.
– На выставке представлены эскизы декораций и костюмов к спектаклю «Медея» по пьесе Еврипида, поражающие своей экспрессией, страстью. Это бесценные работы и отрадно, что в нашем музее хранится сценический костюм Инессы Курумовой, сыгравшей роль Медеи. Пурпурно-красный, яркий, выразительный – именно такой видел ее художник, – рассказывает Лилия Гасановна.
Это не первый совместный проект Дагестана с Государственным центральным театральным музеем им. А.А. Бахрушина. Ранее состоялись масштабные выставки по сценографии: персональная выставка художника-сценографа Ибрагимхалила Супьянова, «Художники театра и кино» и ретроспективная юбилейная выставка «Эдуард Путерброт. Художник и театр».
– Бахрушинский музей всегда идёт навстречу интересным предложениям, новым проектам, поддерживает дагестанский театральный музей. Нам переданы ценнейшие издания о театрах и музеях, это более 200 иллюстрированных альбомов и буклетов, – отмечает Л. Джамалутдинова. – Наш музей активно участвует в проектах и акциях: «Бахрушинские чтения», «Театральный музей в современном культурном пространстве», «Сохраним историю российских театров для потомков», всероссийских и международных семинарах. А еще он включен в справочник-путеводитель «Театральные музеи и архивы России». К сожалению, я не была близко знакома с художником. Но многие спектакли смотрела. Благодаря Ибрагимхалилу Супьянову у нас долгие годы хранился театральный занавес, выполненный Эдуардом Путербротом с его фирменным знаком. Этот занавес стал одним из главных экспонатов Музея истории театров Дагестана. А проект Музея истории города Махачкалы представляет особую ценность. Кроме эскизов декораций и костюмов, имеются программы к спектаклям, фотографии и невероятно оригинальные афиши, в каждой из них можно прочитать не только название, но и увидеть и прочувствовать аромат, вкус театрального действа.