Родительский клуб
Школа ярко и контрастно выражает то, что происходит в обществе в целом. Причем на характер взаимоотношений между учениками или учителем и учениками часто влияет обстановка в семье. Любые сложности в личных ситуациях детей и подростков обязательно сказываются на образовании. Все эти проблемы должна решать психолого-педагогическая служба в школе или в дошкольных учреждениях.
Появившись еще до революции, психологическая служба претерпевает ряд изменений и даже запретов, но затем с 1980 года становится отдельной структурой и развивается почти в каждом регионе страны.
Конечно, привычнее представить в роли психолога завуча по воспитательной работе. Отчасти так оно и было. Но все-таки воспитательная работа предполагает коллективное участие педагога и учеников, а психологическая больше направлена на индивидуальную работу и выявление причин плохой адаптации ребенка к коллективу или новому учебному процессу. В этом смысле у школьного психолога встречаются и свои трудности. Как утверждал знаменитый австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд, все наши личные проблемы родом из детства.
Собравшиеся на недавнем круглом столе в Махачкалинском центре повышения квалификации психологи в принципе повторили из личного опыта, что происходящее в семье имеет главное влияние на поведение ребенка, его адаптацию и психологическое здоровье. В семье не всегда бывает взаимопонимание между детьми и родителями, уверена Светлана Алишева, руководитель Махачкалинского центра эффективной психологии. По ее мнению, именно психологи должны восполнить этот разрыв и оказать помощь, прежде всего родителям. Однако, добавляет психолог, во многом разрыв между детьми и родителями связан прежде всего с постоянной работой, после которой нет ни сил, ни времени уделить внимание подрастающему поколению.
Сейчас иные вызовы в обществе, свободное время стоит дорого, позволить его может себе далеко не каждый. Практикующий психолог школы № 11 Махачкалы Парихан Магомедова, говоря о своем опыте, обратила внимание на то, что необходимо постоянно взаимодействовать с родительским коллективом. Она инициировала создание так называемого «Родительского клуба», где мамы и папы делятся своим опытом воспитания и проблемами. Руководитель ассоциации психологов Дагестана, директор Каспийской школы № 1 Фериде Алиева уверена, что работа школьных психологов будет намного эффективнее, если между психологами будет тесное сотрудничество. Эту идею поддержали практически все участники круглого стола.
По мнению директора школы № 54, кандидата психологических наук Ибрагима Байсонгурова, работа должна вестись в трех направлениях: учитель-ученик, ученик-ученик и ученик-родитель. Если поработать в этих направлениях, обязательно будет положительный эффект.
Говоря о психологической работе, выступающие коснулись и целевых воспитательных установок. Вновь прозвучала мысль, что не хватает ориентиров для воспитания, как когда-то было в советские годы.
Очевидно, что наладить нормальный климат в классах одному учителю не под силу, если учитывать и то, что классы переполнены. Хрупкая конструкция взаимоотношений в группе и классах для плодотворной учебной деятельности то и дело нарушается, впрочем, так было всегда. Но сейчас она во многом усложнена родительско-детскими отношениями, которые во многом являются следствием социально-бытовых и экономических проблем.