Купить PDF-версию
09:30 | 21 ноября, Чт
Махачкала
X
10:02 24.01.2023

Родники патриотизма

Шайдабег Мирзоев
|
Надежда Тузова
51

Патриотизм во все времена был духовным знаменем народа. На этом фундаментальном понятии воспитывались поколения граждан страны, созидателей её мощи и защитников от любого внешнего посягательства на неё.

В годы крушения великой советской державы подверглись испытаниям и чувства национальной гордости людей. В сердцах и умах некоторых соотечественников поколебался сам смысл понятия патриотизма и верного служения Отечеству. Но исторические события последнего года в свете мировой политики отрезвили многих поборников пьянящей свободы от обязательств перед взрастившей их страной, и они поняли, что любовь к Родине и защита её независимости – не пустые слова. Это завещание наших предков. Эта наша общая духовная опора.

Особенно наглядно проявилось это в период спецоперации на Донбассе. Оказалось, что патриотизм и героизм – в наших генах. И в опасный для Родины час они просыпаются в нас и дают физические и духовные силы, чтобы отстоять честь и независимость родной Отчизны. И лучшие граждане страны встают в строй её защитников. И мы все поддерживаем их и гордимся ими.

Для дагестанских народов патриотизм – одно из главных качеств характера. Это ковалось вековой памятью борьбы за свободу и независимость родного края. И в каждом новом поколении эта историческая память воспитывается и пробуждается.

Практика патриотического воспитания учащихся в республике показывает, что ощутимых успехов добиваются те воспитатели, кто в своей работе умело опирается на прогрессивный опыт старших поколений, привлекает самые разнообразные взаимодополняющие, высокоэффективные средства, формы и методы патриотического воспитания. Школы республики в качестве эффективных форм патриотического воспитания уже многие годы проводят встречи с ветеранами войны и труда, слёты трёх поколений, слёты солдатских матерей, торжественные вахты, караулы учащихся у памятников славы, «Дни призывника», «Дни памяти», соревнования между школами под девизом «А ну-ка, парни». А ещё тематические вечера: «Офицер–профессия героическая», «Слава героям войны и труда», торжественные проводы призывников и встречи молодых воинов.

Для дагестанских народов патриотизм – одно из главных качеств характера. Это ковалось вековой памятью борьбы за свободу и независимость родного края. И в каждом новом поколении эта историческая память воспитывается и пробуждается

Однако при всём разнообразии форм и методов патриотического воспитания в отдельных школах всё же недостаёт их эффективности. Опросы, анкетирование школьников, целенаправленное ­изучение наглядной агитации, материалов – поурочных, внеклассных, внешкольных воспитательных мероприятий – показывают, что в большинстве сельских школ отсутствуют материалы, наиболее полно и последовательно отражающие историю аула. Не всегда полно рассказывают о культуре, этнографии родного народа, села, о патриотическом почине народных заступников, героев, мастеров, прославивших народ и Родину.

Некоторые учителя непростительно слабо владеют знанием традиций и обычаев народа, потому крайне редко используют в процессе воспитания учащихся, в работе с родителями и общественностью традиционные формы проявления семейного патриотизма, прогрессивные патриотические традиции рода, джамаата, аула, народа. А ведь сегодняшним детям, увлечённым порой крайне бесполезными и где-то даже опасными вещами, нужно показать, что в дагестанских народах, как и во всех народах нашей страны, заложены тысячелетние традиции героико-патриотического воспитания, самобытные традиции трудового, воинского, спортивного и, конечно, военного героизма.

Но есть причины, тормозящие патриотическое воспитание наших детей. И заключаются они прежде всего в том, что в последние годы мы недостаточно много уделяли внимания человекосозидательной роли родного языка, ему отводилась второстепенная роль (а порою и того менее) во многих школах и семьях.

Исследования дагестанских ученых-языковедов показывают, что в богатом лексиконе дагестанских языков имеются многочисленные синонимические ряды, ярко выражающие всю тонкость черт характера коренных жителей Страны гор. Колоссальное место среди этих синонимов занимают слова, всесторонне выражающие героико-патриотические качества дагестанцев.

Общеизвестно, что духовная и материальная культура народа яснее воспринимается детьми через образцовый пример своих родителей, учителей и общественности. Как взрослые относятся к наследию отцов, как они берегут и приумножают добрые традиции своих предшественников, так и дети берут это примером для подражания.

Какому же примеру очень часто вынуждены подражать наши дети? Недавно педагогам некоторых школ задали один и тот же вопрос: «Что вами лично и бескорыстно сделано для благоустройства школы, села, где вы живете?». К большому огорчению, только единицы могли показать более или менее оборудованные по их личной инициативе стенды, уголки, классы, говорить о добровольном участии в общественно полезных работах села. Многие, увлекаясь личным благополучием, личным хозяйством, попросту забыли о школе, селе, иногда о своем роде, семье и даже о своих детях. Ни хорошие, ни плохие поступки детей некоторых родителей и учителей не волнуют. Отдельные наши земляки и соотечественники смутно представляют себе сущность понятия «патриотизм».

А между тем в практике наших отцов и дедов высокую оценку общественности заслуживали и сегодня заслуживают формы и методы патриотического почина и бескорыстного общественно полезного труда. Они чистили и оборудовали в селах родники, строили дороги, мосты, мельницы, годеканы, регулярно помогали сельчанам в свое­временной уборке урожая. Оказывали неотложную помощь, когда сосед оказывался в беде…

Сейчас так важно, чтобы молодые люди усвоили: их личное, семейное благополучие, достижение жизненных ожиданий в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью служить своему Отечеству – коллективу, обществу и государству, в котором они живут. Чем глубже и всесторонне осветим мы детям патриотические традиции народа, тем прочнее будет у них привязанность к малой и великой ­Родине.

Сейчас самое время этим заняться. А надо было ещё вчера.

Похожие

Нравственная опора самосознания

10
Последовательному формированию патриотических чувств...

На основе народной мудрости

4
Дагестан – край мужественных людей, не раз отстаивавших свою независимость от многочисленных врагов. В произведениях художественной литературы, в научных трудах...

Источник воспитания патриотов

20
В современных условиях небывалого осложнения международных, межнациональных и...

Растят патриотов

12
Нестабильность сегодняшнего мира поставила паузу в миролюбивых отношениях России со...

На основе народной мудрости

43
Дагестан – край мужественных людей, не раз отстаивавших свою независимость от многочисленных врагов. В произведениях художественной литературы, в научных трудах...

Новые конфигурации российского патриотизма

66
Дагестанцы, как и все россияне, участвующие в специальной военной операции на Украине, проявляют героизм и отвагу...

Патриотизм воспитывается с детства

339
Сегодня в нашей стране в рамках нацпроекта...

Нам ещё раз «надо подумать…»

71
Недавно, 16 июня этого года, в газете «Дагестанская...

Статьи из «Общество»

Главное оружие – наше единство

29
В эти дни в Дагестане проходит Республиканский...

Краснознамённая и легендарная

42
Каспийская флотилия разнородных сил Южного военного округа...

Годен к строевой

13
В России с 1 октября начался осенний призыв на срочную военную службу. По традиции в самой...

«Капитану» море не нужно

10
Сколько в Китае автозаводов? Думаю, не каждый автоэксперт сможет однозначно ответить на этот...

Камеры: ловят, не ловят…

18
Каждый водитель в силу различных обстоятельств иногда сам становится пассажиром. И невольно...

Школа жизни Аскерханова

174
В древнем кумыкском селе Султан-Янги-Юрт 13 ноября 1920 года родился один из выдающихся сынов...

Призыв в армию России: тогда и сегодня

31
Впервые в истории государства Российского...

Надежду не теряем

15
В нынешний век скоростей многие из нас предпочитают передвигаться по нашей огромной стране...