Родники патриотизма
Патриотизм во все времена был духовным знаменем народа. На этом фундаментальном понятии воспитывались поколения граждан страны, созидателей её мощи и защитников от любого внешнего посягательства на неё.
В годы крушения великой советской державы подверглись испытаниям и чувства национальной гордости людей. В сердцах и умах некоторых соотечественников поколебался сам смысл понятия патриотизма и верного служения Отечеству. Но исторические события последнего года в свете мировой политики отрезвили многих поборников пьянящей свободы от обязательств перед взрастившей их страной, и они поняли, что любовь к Родине и защита её независимости – не пустые слова. Это завещание наших предков. Эта наша общая духовная опора.
Особенно наглядно проявилось это в период спецоперации на Донбассе. Оказалось, что патриотизм и героизм – в наших генах. И в опасный для Родины час они просыпаются в нас и дают физические и духовные силы, чтобы отстоять честь и независимость родной Отчизны. И лучшие граждане страны встают в строй её защитников. И мы все поддерживаем их и гордимся ими.
Для дагестанских народов патриотизм – одно из главных качеств характера. Это ковалось вековой памятью борьбы за свободу и независимость родного края. И в каждом новом поколении эта историческая память воспитывается и пробуждается.
Практика патриотического воспитания учащихся в республике показывает, что ощутимых успехов добиваются те воспитатели, кто в своей работе умело опирается на прогрессивный опыт старших поколений, привлекает самые разнообразные взаимодополняющие, высокоэффективные средства, формы и методы патриотического воспитания. Школы республики в качестве эффективных форм патриотического воспитания уже многие годы проводят встречи с ветеранами войны и труда, слёты трёх поколений, слёты солдатских матерей, торжественные вахты, караулы учащихся у памятников славы, «Дни призывника», «Дни памяти», соревнования между школами под девизом «А ну-ка, парни». А ещё тематические вечера: «Офицер–профессия героическая», «Слава героям войны и труда», торжественные проводы призывников и встречи молодых воинов.
Для дагестанских народов патриотизм – одно из главных качеств характера. Это ковалось вековой памятью борьбы за свободу и независимость родного края. И в каждом новом поколении эта историческая память воспитывается и пробуждается
Однако при всём разнообразии форм и методов патриотического воспитания в отдельных школах всё же недостаёт их эффективности. Опросы, анкетирование школьников, целенаправленное изучение наглядной агитации, материалов – поурочных, внеклассных, внешкольных воспитательных мероприятий – показывают, что в большинстве сельских школ отсутствуют материалы, наиболее полно и последовательно отражающие историю аула. Не всегда полно рассказывают о культуре, этнографии родного народа, села, о патриотическом почине народных заступников, героев, мастеров, прославивших народ и Родину.
Некоторые учителя непростительно слабо владеют знанием традиций и обычаев народа, потому крайне редко используют в процессе воспитания учащихся, в работе с родителями и общественностью традиционные формы проявления семейного патриотизма, прогрессивные патриотические традиции рода, джамаата, аула, народа. А ведь сегодняшним детям, увлечённым порой крайне бесполезными и где-то даже опасными вещами, нужно показать, что в дагестанских народах, как и во всех народах нашей страны, заложены тысячелетние традиции героико-патриотического воспитания, самобытные традиции трудового, воинского, спортивного и, конечно, военного героизма.
Но есть причины, тормозящие патриотическое воспитание наших детей. И заключаются они прежде всего в том, что в последние годы мы недостаточно много уделяли внимания человекосозидательной роли родного языка, ему отводилась второстепенная роль (а порою и того менее) во многих школах и семьях.
Исследования дагестанских ученых-языковедов показывают, что в богатом лексиконе дагестанских языков имеются многочисленные синонимические ряды, ярко выражающие всю тонкость черт характера коренных жителей Страны гор. Колоссальное место среди этих синонимов занимают слова, всесторонне выражающие героико-патриотические качества дагестанцев.
Общеизвестно, что духовная и материальная культура народа яснее воспринимается детьми через образцовый пример своих родителей, учителей и общественности. Как взрослые относятся к наследию отцов, как они берегут и приумножают добрые традиции своих предшественников, так и дети берут это примером для подражания.
Какому же примеру очень часто вынуждены подражать наши дети? Недавно педагогам некоторых школ задали один и тот же вопрос: «Что вами лично и бескорыстно сделано для благоустройства школы, села, где вы живете?». К большому огорчению, только единицы могли показать более или менее оборудованные по их личной инициативе стенды, уголки, классы, говорить о добровольном участии в общественно полезных работах села. Многие, увлекаясь личным благополучием, личным хозяйством, попросту забыли о школе, селе, иногда о своем роде, семье и даже о своих детях. Ни хорошие, ни плохие поступки детей некоторых родителей и учителей не волнуют. Отдельные наши земляки и соотечественники смутно представляют себе сущность понятия «патриотизм».
А между тем в практике наших отцов и дедов высокую оценку общественности заслуживали и сегодня заслуживают формы и методы патриотического почина и бескорыстного общественно полезного труда. Они чистили и оборудовали в селах родники, строили дороги, мосты, мельницы, годеканы, регулярно помогали сельчанам в своевременной уборке урожая. Оказывали неотложную помощь, когда сосед оказывался в беде…
Сейчас так важно, чтобы молодые люди усвоили: их личное, семейное благополучие, достижение жизненных ожиданий в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью служить своему Отечеству – коллективу, обществу и государству, в котором они живут. Чем глубже и всесторонне осветим мы детям патриотические традиции народа, тем прочнее будет у них привязанность к малой и великой Родине.
Сейчас самое время этим заняться. А надо было ещё вчера.