Русская горянка
В каждом коллективе есть люди, создающие своеобразную культурную ауру, если можно так выразиться. В нашем случае Культуру олицетворяла Светлана Григорьевна Кривоносова – уникальный человек, талантливейший журналист, авторитетный педагог молодых дагправдинцев… В минувший понедельник ее не стало.
Она безумно любила путешествовать и страшно расстраивалась, когда о родных ей дагестанцах думали и говорили как о бандитах и невеждах. Ей несвойственно было вступать в скандально громкие дискуссии, но это тот случай, когда оппонент в конце ровно текущего диалога проникнется огромным уважением к этой русской горянке, беззаветно любящей свой Дагестан, своих дагестанцев.
После школы окончила театральные курсы в Махачкале, зачитывалась Станиславским и другими корифеями театральной деятельности, мечтала попасть на сцену. Но у судьбы на девочку были другие планы. Она направила ее учиться в ДГУ на филфаке, отделения журналистики в ту пору в университете не было. Защитила диплом, и научный руководитель предложил: «Есть у меня знакомый в «Дагестанской правде», замолвлю за тебя словечко, может, что и получится. Сходи».
– Ну какой из меня журналист? – подумала я, но делать было нечего, другой работы никто не предлагал, – вспоминала Светлана Григорьевна. – Пришла в «Дагправду», взяли на испытательный срок, который продлился почти 3 месяца – до конца сентября. Гоняли по заданиям нещадно. А я-то считала как: домашняя девочка, воспитанная на литературе, приду, буду работать в идеологическом отделе, освещавшем образование, культуру. Но руководство решило, что я стану писать о промышленности. Отдел курировал все области народного хозяйства. И вот я хожу по этим заводам, начинаю осваивать терминологию, щупать продукцию, изучать секреты технологии. Никакого тебе интернета, никаких подручных средств, которыми располагают современные журналисты, только чистый лист бумаги, ручка и голова.
Когда начинающая журналистка Света ложилась спать после многочасовых докапываний до сути республиканской экономики, на нее лавиной падали башмаки, женское белье, ткани, дремота обливала ее тоннами нефти… А как иначе? Сегодня она с рыбаками в море удит, а завтра на суше шьет белье на фабрике имени Крупской. А наутро о ее вкладе в экономические преобразования узнавала вся республика. Жизнь вывела вчерашнюю девчонку, мечтавшую о театральных подмостках, на другие рельсы, но она не жалела – знакомство с первоклассными журналистами открыло двери в иной мир – творчества и искусства.
– Меня поражала аура интеллигентности, которой была окутана та «Дагправда» 60-х, – восхищалась Светлана Григорьевна. – Люди по редакции ходили, что называется, в полступни, чтобы не нарушать царившую творческую атмосферу, которая тебя полностью обволакивала.
Так домашняя девочка Света стала журналистом Светланой Кривоносовой. А ведь поначалу мечтала покорить Москву, стать искусствоведом, но мама не пустила единственного родного человека. «У тебя и паспорта-то нет. Что ты будешь делать в этом огромном городе? Тебя там задавят!» Маму ослушаться не смела, так и осталась в Дагестане.
И все же ее страсть к путешествиям – тема отдельная. Ни один отпуск она не проводила дома. Прошла, проехала и пролетела всю планету. Только всякий раз, возвращаясь на родину, в Дагестан, готова была поклониться каждому его жителю. Настолько сильна была ее любовь к родным ей людям, населяющим любимый край.
О работе говорила так: «Не будучи художником-профессионалом, я сужу о тех картинах, с которыми могу поговорить. Если у меня они вызывают живой и неподдельный интерес или желание поспорить с творцом, значит, оно возникнет и у другого посетителя галереи, значит, не зря художник тратил краски. Тогда и читателю будет интересно, если ты «нарисуешь» собственные впечатления, поделишься ими в газете».
– То же самое – в театре или в филармонии: если не задела игра, не раскрыты чувства, которые драматург переложил на бумагу, если музыкант не передал радость или скорбь в зал, то и журналисту рассказать не о чем. Но если всё увиденное задело тебя до глубины души, заставило горько плакать или безудержно смеяться, рукоплескать актеру или пианисту, а ты не смог об этом рассказать читателю, то это творческое преступление, – считала Светлана Григорьевна.
… Ушла гордость нашей газеты, нашего коллектива, самобытный талант, рядом с которой посчастливилось работать многим нашим журналистам. Она принадлежит к тому поистине золотому фонду редакции, которым мы всегда будем гордиться.
Свой особый стиль
Бурлият Токболатова, главный редактор «Дагестанской правды»:
– В главном печатном ежедневнике республики непрофессиональных журналистов априори быть не может. Но у каждого человека определенные черты характера, а творческие люди и вовсе народ особый, требуют к себе соответствующего отношения. Импульсивность и напористость, некая творческая агрессия при работе над материалом – качества, необходимые каждому настоящему журналисту. Светлану Григорьевну отличало как раз то, что, обладая всеми этими качествами, она делала работу культурно и интеллигентно. Свой особый стиль, способ и форма подачи материала. Профессионал, одним словом. Это был простой, добрый человек, с которым было комфортно и приятно работать большому коллективу.
Абдурахман Магомедов, ветеран «ДП»:
– В «Дагправду» я пришел в 1972 году, для пробы пера так сказать. Первый журналист, на которого обратил внимание, была Света Кривоносова – яркая блондинка в не менее ярком красном брючном костюме. А какие изящные материалы она писала на неизящную промышленную тематику!.. Выбор мною был сделан: из «Дагестанской правды» никогда никуда не уйду! С тех пор, как и все мои коллеги, имел большую честь работать с ней бок о бок.
Света освещала культурную жизнь Страны гор, и это было здорово! Потому что она делала это поистине блестяще.