Рыцарь авиации
В годы Великой Отечественной войны советский народ храбро и мужественно сражался с немецко-фашистскими захватчиками, которые, уверовав в свою непобедимость, вознамерились лишить его самого ценного – свободы. Одним из доблестных защитников Родины стал и уроженец Дербента Владимир Сенченко, на своем боевом самолете сбивший около 20 вражеских воздушных судов. За проявленные в небе подвиги будущий генерал авиации удостоился присвоения высокого звания – Герой Советского Союза.
Владимир Петрович Сенченко родился 7 июля 1922 года в древнем Дербенте в семье государственного служащего. Родители хотели, чтобы Володя вырос образованным человеком, и всеми силами прививали ему любовь к знаниям. В Дербенте будущий защитник Отечества окончил среднюю школу и строил большие планы на будущее, но для начала необходимо было пройти военную службу в рядах Красной Армии.
Перспективный пилот
Повестку из местного военкомата Владимир Петрович получил за год до начала Великой Отечественной войны – в 1940-м. На службе он проявлял большие способности в пилотном деле, что не осталось незамеченным командованием части. В 1941 году его направили на обучение в Качинскую военную авиационную школу пилотов, и после ее окончания он сразу попросился на фронт. Сражался на Калининском, Прибалтийском, Белорусском и Украинском фронтах.
В декабре 1942 года войска Калининского фронта начали наступление на великолукском направлении. В это время группа истребителей, в составе которой был и самолет гвардии лейтенанта Сенченко, вылетела на помощь сухопутным войскам, наступавшим севернее города Великие Луки. При подходе к линии фронта советская авиация дала бой 35 вражеским самолетам, отрезав им путь назад.
Не менее успешно небесные бои провели советские истребители днем 27 января 1943 года. В 20-минутном воздушном сражении пять наших летчиков сбили пять вражеских самолетов, не потеряв при этом ни одного своего.
Боевой путь
12 июля 1943 года ударные группировки Западного и Брянского фронтов, поддерживаемые авиацией, перешли в наступление. И в ходе операции особенно интенсивному обстрелу подверглись советские самолеты, преследовавшие вражеские цели. Они были в зоне досягаемости зенитных орудий немцев и как могли маневрировали от снарядов. Но один снаряд разорвался под кабиной самолета Владимира Сенченко, повредив машину. Отважный летчик попытался вывести самолет из пикирования в горизонтальный полет, но руль не слушался. Тогда он решил прыгать с парашютом, полотно которого оказалось поврежденным. Приземление В. Сенченко на землю было жестким, от удара он потерял сознание. Спасли лейтенанта от приближающейся пехоты противника танкисты той части, прикрывать которую он и вылетал.
В октябре 1943-го Красная Армии вела наступательную операцию на Прибалтийском фронте. Советские истребители на небольшой высоте вступили в бой с вражескими самолетами. Командир эскадрильи Лаухин тогда сбил три немецких воздушных судна, а гвардии лейтенант Сенченко – два. Командир полка в этот день отметил, что все участники этого воздушного сражения вели бой весьма смело и искусно, о чем свидетельствовали семь уничтоженных вражеских самолетов.
В июне 1944 года полк, в котором служил Сенченко, был переведен в состав 3-го Белорусского фронта. 23 июня красноармейцы перешли в наступление и уже через три дня освободили Витебск. Через день немецко-фашистские оккупанты были выбиты из Орши. И теперь уже капитан и заместитель командира эскадрильи В. Сенченко сумел дать бой в небе восьмерым немецким Ме-109.
Помимо уничтожения авиации врага Владимир Петрович также совершал большое количество вылетов для проведения разведки расположения войск противника, после которых представлял командованию полка важные сведения о железнодорожных перевозках, движении автотранспорта, системе обороны и зенитной артиллерии гитлеровцев. В дальнейшем полученные данные позволили штабу 1-го Украинского фронта вскрыть оборону немцев по берегам рек Нейсе и Шпрее.
Воздушная разведка
16 апреля 1945 года советские войска стремительно наступали в направлении столицы фашистской Германии, и для успеха операции необходимо было установить связь с передовыми танковыми частями, наступающими на Берлин с юга.
Выполнить это ответственное задание было поручено капитану Владимиру Сенченко, несмотря на то что полет предстоял длительный и опасный. Группу советских танков он заметил в местечке Луккенвальде, выполнив тем самым поручение командования.
Отметим, что к маю 1945 года штурман эскадрильи 1-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Сенченко совершил около 230 успешных боевых вылетов: в воздушных боях он лично сбил 13 судов и еще 5 самолетов врага уничтожил в совместных действиях с сослуживцами.
27 июня 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Владимиру Петровичу Сенченко было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Помимо этого он был награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени и различными медалями.
Продолжение службы
После окончания Великой Отечественной войны уроженец Дербента продолжил службу в Военно-воздушных силах СССР. Так, в 1955 году он окончил Военно-воздушную академию, а в 1960 году успешно прошел курсы переподготовки при Военно-политической академии.
В запас генерал-майор авиации Владимир Сенченко ушел в 1979 году, проживая в это время в Киеве. Здесь же он 26 августа 1994 года и скончался. Похоронили Героя на Лукьяновском военном кладбище столицы Украины.
Отметим, что имя Владимира Петровича Сенченко носит одна из улиц его родного города Дербента.