С «любознайками» не соскучишься
Совсем непросто встречать каждое утро с улыбкой еще не до конца проснувшихся малышей и их спешащих на работу пап и мам, с удовольствием перекладывать на себя бремя ответственности за мальчишек и девчонок, быть готовым включиться в их мир, как только маленькие ножки перешагнут порог детского сада, воспитывать и обогащать жизнь дошколят новыми красками. Невольно задаешься вопросом: эти люди пришли в профессию осознанно, следуя мечте, или по зову души и велению сердца?
Воспитатель детского сада № 13 г. Махачкалы Залина Микаилова работает здесь со дня его открытия, то есть уже четыре года. Работает добросовестно, вкладывая в своих подопечных максимум знаний. В преддверии Дня воспитателя (отмечается 27 сентября) мы встретились с ней и ее коллегами и попросили рассказать, за что они любят свою профессию, и дать советы тем, кто хочет пойти по этому пути в будущем.
Залина Курбановна – выпускница филологического факультета ДГПУ. До того, как устроилась работать, она была занята самой почетной миссией – воспитывала троих собственных детей.
Но дети подросли, уже не так сильно нуждались в материнской опеке, и, узнав об открытии нового детсада, о том, что требуются воспитатели, женщина решила попробовать.
– На самом деле я с детства мечтала стать воспитателем, но не думала, что детским мечтам суждено будет сбыться, – улыбается Микаилова. – Когда ты, что называется, на одной волне с детьми, то будто сама становишься моложе, и это замечательно!
Бесконечные «а что?», «а почему?»…
Воспитатель – это и профессия, и призвание, доступные, конечно, не каждому. Ежедневная кропотливая работа зачастую затруднена бумажной волокитой, мешающей решению насущных вопросов в деле воспитания и обучения. Безоговорочная любовь к детям, понимание особенностей их развития и психологии способны творить чудеса. Воспитатели – связующее звено между окружающим миром и детьми, наставники, помогающие найти верный путь, ответы на бесконечные «а что?», «а почему?», «а как?». Из застенчивого мальчугана вырастает уверенный в себе первоклашка, выступающий на большой сцене, а из робкой малышки, стесняющейся поздороваться со старшими, – солистка хореографического ансамбля, покоряющая сердца зрителей.
Созданный в стенах детского сада № 13 уют вкупе с постоянным общением формирует условия для возникновения теплых дружеских связей между воспитателями и детьми. И в этом заслуга всего преподавательского состава во главе с мудрой и отзывчивой заведующей Райсат Ибрагимовой.
– За четыре года мы в некоторой степени закрыли вопрос с очередями в детские сады в микрорайоне Ипподром. Педагоги работают с детьми в совершенно новых условиях и используют для их развития все возможности. В нашем учреждении, построенном, к слову, по нацпроекту «Демография», 8 групп, в которых 197 детей (при проектной мощности 140). Помещения для детей раннего и младшего возраста оснащены крупным и ярким игровым оборудованием, безопасной мебелью. В планах – открыть коррекционные логопедические группы, – делится Райсат Михайловна.
Дети – отражение родителей
Прочная эмоциональная связь вызывает зависимость, возможно, поэтому воспитатели редко уходят из профессии. Те, кто гонится за большим заработком, не становятся воспитателями (в сфере образования, без преувеличения, работают энтузиасты).
– Дети – отражение своих родителей, – считает заместитель заведующей Хадижат Гаджиева, – и начинать работать с малышами без инструктажа пап и мам бессмысленно. А работать труднее именно со взрослыми. Неадекватная реакция на какой-либо совет или критику не способствует решению проблемы, с которой со временем сталкивается их же ребенок. К сожалению, приходится сталкиваться и с перекладыванием на нас ответственности со стороны родителей. Никто из моих коллег не отказывается от выполнения своих обязанностей, но процесс воспитания невозможен без участия родителей. А улица и телефон со свободным выходом в интернет, щедро предоставленный младшему поколению, могут сыграть злую шутку.
– Увы, многих детей не слышат и не слушают дома, – добавляет Залина Курбановна и сетует на то, что после выходных дети охотно делятся мыслями, перебивая друг друга, но выслушать всех сразу просто физически невозможно.
На собственном примере
Организовать правильно работу, установить контакт с подопечными, найти творческий подход к каждому – забота не только Залины Микаиловой, но и Майганат Рамазановой.
Благодаря воспитателям подготовительная группа «Любознайки» показывает себя на различных мероприятиях с самой лучшей стороны. Многие «любознайки» уже самостоятельно читают.
Младший воспитатель Раида Абдиева учит ребят красивой сервировке стола.
– Мы прививаем детям лучшие человеческие качества, учим их быть дружелюбными, отзывчивыми, добрыми, – говорит З. Микаилова. – А еще стараемся прививать тягу к знаниям, желание познавать новое. Считаю, что современный педагог дошкольного образования обязан идти в ногу со временем. А если не готов к нововведениям, творческому росту, то лучше выбрать другую профессию.
Важно самой быть инициативной, считает она, ведь таким образом ты подаешь ребенку пример, чтобы он потом проявлял свою индивидуальность. Система образования должна строиться вокруг самых сильных и одаренных специалистов. И каждому, кто сегодня воспитывает подрастающее поколение, следует помнить о том, что перед ним личность.