Самба под кубинский ром
Отмечали день рождения одного из нас. Неважно – чей. Важно, что тогда, в начале 70-х, в махачкалинских магазинах появился кубинский ром емкостью 0,7 литра и крепостью 50 градусов. Помните? Да, на этикетке красовался африканец, а рядом стояла пальма. Такой в свое время пил старина Хэм.
Особенностью этого рома было то, что он имел кумулятивное действие — немедленно ударял в голову, после этого окружающая действительность окрашивалась в романтические тона.
Мы, трое приятелей, уже принялись за вторую бутылку, когда появился один наш общий знакомец, учившийся в Литературном институте в Москве, большой воображала, стало быть, гений, кем он сам себя считал. Пришел не один, с ним была женщина.
— Ну что, ром пьете? Да, такой, кажется, пил и Эраст Хеминтугей…
— Эрнест Хемингуэй, — поправил я его.
— Неважно. От него не отставал и Джордж Ахмаду…
— Жоржи Амаду, — поправил я его.
— Ну что ты придираешься? Старик, это же детали!
Налили гостям рому. Пиратский напиток действовал неотразимо. Я забыл сказать, что мы сидели при свечах. И в таинственном полумраке я разглядывал спутницу нашего гениального гостя. «Ах, какая женщина!» — подумал я и пригласил даму танцевать, таким образом намереваясь отомстить её кавалеру за «Хеминтугея».
Помнится, это была пластинка с южноамериканскими песнями, и одна из них называлась «Самба должна иметь пандейро». Самба была, но не хватало пандейро. Мы еще выпили рому. Черные локоны ниспадали на округлые плечи, в полумраке загадочно и зовуще мерцали глаза. Тонкий аромат фиалки обволакивал меня, словно фимиам египетских жрецов. Ах, какая женщина! Такое состояние, видимо, и называли «пандейро» мексиканцы, большие любители танцевать самбу под ром.
Приятели в соседней комнате затеяли игру в шахматы вперемежку с ромом, а мы танцевали и танцевали. Я только переставлял звукосниматель на начало самбы, для которой требовалось пандейро, и зажигательные ритмы мулатов, метисов, креолов и квартеронов дразнили нас. «Осень была бархатной, как женская рука», — вспомнил я. Кто же это сказал? Хеминтугей или Ахмаду? Неважно, это же детали…
… На следующий день утром мы снова собрались в том же составе. Выпавшие вчера в осадок шахматисты освежали мозги кефиром. На полу валялись пять или шесть пустых бутылок из-под любимого напитка старины Хэма. Я пришел последним и сразу же посмотрел на нее. И она посмотрела на меня.
Я похолодел. Глаза, вчера глядевшие на меня загадочно и чарующе, сильно косили. Но ведь вчера же были «очи»! Ситуация становилась форс-мажорной.
Она заботливо пододвинула ко мне тарелку с вчерашним борщом. Руки были короткопалые, а ногти обрамляла траурная каемка. Я не стал есть борщ.
— Сейчас принесу котлеты, – с прононсом сказала она и пошла на кухню.
Моя пассия сильно хромала на левую ногу. «Как же вчера я этого не заметил?», – ошарашенно думал я и встретился с ироническим взглядом негра с этикетки пустой бутылки. Но на этом мои открытия не кончились. Она близко подошла ко мне и, обдав перегаром, интимно прогундосила:
— Мачо, налей-ка рому!
Выпив, подошла к подоконнику, достала из сумочки папиросу и одним щелчком прилепила её к нижней губе.
Вспомнилась пиратская песня, которую любил распевать старый забулдыга одноногий Джон Сильвер:
«Семнадцать человек на сундук мертвеца,
йо-хо-хо, и бутылка рома!»
Полегчало.
Еще меня утешило то, что точно в такую же историю попал и писатель Константин Паустовский в одной гостинице в Крыму. Правда, он пил не ром, а местное вино мажару, которое тоже вызывало аналогичный эффект.
Ближе к вечеру мы снова взяли несколько бутылок рома. Пиратский напиток снова начал свое колдовство. Снова зазвучало «Самба должна иметь пандейро».
Ах, какая женщина!..