Счастлива музыкой
Имя певицы Светланы Мусаевой людям с музыкальным вкусом хорошо известно. Она достаточно востребованный вокалист. Благо, для ее голоса - лирического сопрано - написано много музыкальных произведений различного жанра как в мировой, так и в русской, дагестанской классике.
Но востребована она не только потому, что является обладателем счастливых природных данных, Светлана — трудолюбивый, работоспособный человек, чрезвычайно ответственный и требовательный к себе. Ее загруженность довольно — таки высока, тем она и счастлива. Счастлива находиться в мире музыки, общаться с профессионалами-коллегами, с которыми она живет в мире и согласии. А еще она счастлива своими учениками. Правда, это чувство ее посещает гораздо позже, когда через терпение, требования, выносливость, треволнения она осязаемо видит и слышит результат своего огромного труда.
А еще ее радует пятнадцатилетний сын Амир, который, вращаясь в своей ребячьей среде, сплошь наводненной современными хитами, остается приверженцем хорошей профессиональной музыки и напрочь отметает то, что у нас в обиходе называют «дагестанской эстрадой». «У него есть вкус», — с потаенной радостью говорит Светлана о музыкальных пристрастиях сына. И ни слова о том, что в том ее материнская заслуга, внимательное отношение к воспитанию сына. Амир рос в обстановке, когда на слуху всегда были лучшие образцы музыки классической, мелодичной современной, исполняемой достойными певцами.
Заслуженная артистка Дагестана Светлана Мусаева — солистка Дагестанского театра оперы и балета, Даггосфилармонии, преподаватель по классу вокала в Махачкалинском музыкальном училище, учит малышей в музыкальной школе. Ее день заполнен разучиванием партий, репетициями концертных номеров, спевками с оперными партнерами, концертами, а еще занятиями с учениками, которые никак не меньше занимают времени и усилий, нервного напряжения, чем ее исполнительская деятельность.
А все началось с того, что, закончив обучение по классу вокала у преподавателя Р.Курбанова в Махачкалинском музыкальном училище, Светлана, не теряя времени, поступила в Северо-Кавказский институт искусств в Нальчике. Взял ее в свой класс замечательный педагог В.Кайцуков. Хорошо понимая природу певца, сам солист Нальчикского музыкального театра с обширным репертуаром, он «нашел такие педали моего природного инструмента, задействуя которые раскрыл возможности голоса», — говорит Светлана. Заслуженный артист Кабардино-Балкарии В.Кайцуков оказался очень чутким педагогом, смогшим развить силу, диапазон голоса Светланы, придать ему чувственные оттенки, окрасить его лиризмом и помочь литься свободно, звеня серебром. «В.Кайцуков — педагог от Бога и, по-моему, недооценен по достоинству», — характеризует его Светлана.
По окончании института С.Мусаева была принята солисткой в Дагестанскую госфилармонию и начала с участия в концертах музыкального лектория. Это очень серьезная школа, несмотря на кажущуюся несерьезность.
— Во-первых, мне пришлось работать с Зарифой Абдуллаевой. А это большая удача. Она не только концертмейстер, но и одновременно репетитор, который скрупулезно оттачивает каждую музыкальную фразу, тщательна в работе, не терпит небрежности. Во-вторых, лекторий — это самый разнообразный репертуар, сочинения разных композиторских школ, многообразие жанров — романсы, песни, арии, ариозо, шуточные баллады… да что угодно. Для начинающего певца музыкальный лекторий — это приобретение опыта, мастерства, если хотите, — рассказывает Светлана. – И еще в нашей филармонии лекции проводит музыковед Ирина Нахтигаль. Она тоже мне многое дала в профессиональном плане, потому что так рассказать о том или ином композиторе, о произведении, которое ты сейчас выйдешь и споешь, о той эпохе и атмосфере зарождения сочинения, что стоишь за кулисами и слушаешь, раскрыв рот. Редко, кто так может ввести исполнителя в нужное русло, помочь ему осознать то, что предстоит спеть, как это делает Ирина Германовна.
Эта филармоническая обстановка подготовила Светлану, как нельзя лучше, к ее деятельности в Дагестанском театре оперы и балета. Здесь ее активно задействовали во всех оперных спектаклях. Она спела Асият в опере Г.Гасанова «Хочбар». Да так спела, что ее долго зритель театра называл не иначе, как по имени ее героини. Светлана была пылкой цыганкой Земфирой в рахманиновском «Алеко», Сапият — в «Йырчи-Казаке» Н.Дагирова, Лисой — в «Красной Шапочке» В.Гокиели. Партии такие отличительные по музыкальной окраске, фразировке, роли такие разноплановые.
— Я понимаю — Земфира или Татьяна в «Евгении Онегине». А Лиса? — Не простенько?
— Вовсе нет. Это хорошая партия в хорошей детской опере. Там есть, что спеть, что поиграть, есть, где показать свой голос. Я увлекательно работала над сказкой. Как вот совсем недавно в «Аршин мал алане» пела Гюльчохру. Музыка У.Гаджибекова легкая, мелодичная, есть очень интересные вокальные сценки. И уж огромное удовольствие я получила от последней работы в опере Перголези «Госпожа-служанка». Голос так и лился, в этой музыке, написанной 275 лет назад, я буквально купалась.
Сочиняя это произведение, композитор мыслил вокально.
— А что из спетого в театре оперы было самым трудным?
Конечно, Татьяна из «Онегина». Музыка Чайковского очень гармонична, хорошо ложится на слух, но музыкальные фразы зачастую длинные, а их кульминация в конце.
Это непросто. В этой партии, кроме всего, надо тонко передать слово, состояние героини, героини небесной чистоты, бесхитростной, сильной натуры, способной на глубокие страдания и переполненной чувством долга и чести.
— Как Вы чувствуете себя перед выходом на сцену?
— По-разному. Иногда такой мандраж! Вся трепещу, и справиться с этим бывает трудно. Не дай Бог никому испытать такое. А другой раз на сцену почти выпархиваю. Даже не знаю, почему бывают такие полярные состояния.
— Какие композиторы Вам ближе?
— Самые разные. Люблю Пуччини, Россини, Верди, Шуберта, Баха, Моцарта, Рахманинова.
— Среди Ваших учеников есть продолжатели Вашего направления в пении?
— Две мои ученицы поют со мной в «Аршин мал алане», в оперном театре — солистки. Две — учатся в Астраханской консерватории. Есть призеры фестивалей, городских конкурсов. Есть и сейчас такие, кто хочет петь классику. Это так радостно. Появляется самоуважение. Да и нашему театру оперы — свои кадры. Ведь оперный в республике должен быть и развиваться. Это требование времени. Печально, что некоторые этого не понимают.