Сэндвич против хинкала?
- Папа, а мы купим рожок в шоколадной глазури? - недавно спросил сын, процитировав дословно телевизионную рекламу предприятий быстрого питания «Жареный цыплёнок из Кентукки».
За короткое время сеть быстрого фаст-фуда в Махачкале стала популярной. Не сказать, чтобы было что-то особенное, но люди идут, даже просто из любопытства.
На днях был в районе новой (ее еще называют «Северной») автостанции на проспекте Акушинского. Этот район воспринимается как нечто отдельное от основной части города, где нет четкой архитектуры, зелени, а петляющие дороги, параллельные основной магистрали, оставляют ощущение, что это вовсе не город, а какой-нибудь отдаленный горный район.
Но даже там относительно недавно появилось такое заведение, разительно изменив местный пейзаж. Это почти то же самое, если бы инопланетный корабль приземлился посреди египетских пирамид.
Сеть подобных предприятий раскинута по всему городу в довольно людных местах — в здании бывшего булочно-кондитерского комбината, что на углу проспектов Шамиля и Гамидова, возле ЦУМа, планируется открыть на проспекте Р. Гамзатова и Петра I.
Нет, я не против таких заведений, там неплохой кофе, может, другим там нравится что-то другое. Как гласит мудрая китайская пословица: «Мы то, что мы едим». А в них мы едим и пьем продукцию не нашего производства, а стандартизированные и пакетированные продукты, производимые далеко за пределами Дагестана. И даже далеко за пределами России. Но, как мне кажется, все-таки популярность этого заведения вызвана не кухней, а той аурой, которую можно там ощутить. Речь не идет о рекламе или антирекламе. Я о другом.
Зайдя туда, как будто покидаешь Дагестан. Играет ненавязчивая музыка в стиле кантри или соул. Только недавно заметил, что форма официантов в таких заведениях общепита не различается гендерно, парни и девушки одеты одинаково. Ну, есть, например, форма стюардов и стюардесс или для мальчиков и девочек в школе, а вот тут форма одна, гендерное равенство в действии, так сказать…
Ну а главное, что бросается в глаза, – это, конечно, технологический процесс приготовления и подачи пищи. Вот где надо бы поучиться нашим чиновникам, как работать с населением. Тут можно лицезреть слаженный механизм. Один принимает заказ, набирая на компьютере, далее информация сразу отображается у поваров, которые тоже поделены на команды, третьи выносят готовый заказ в пункт выдачи.
Одним словом, ты попадаешь в другую реальность, европейскую или американскую, но уж точно не дагестанскую или русскую. Это многих и привлекает. Но, конечно, тут же возникает вопрос о целесообразности таких заведений. Мы хотим развивать туризм. И вот турист приезжает, скажем, из Новосибирска. И ищет что-то такое, местное. Но натыкается на те же заграничные предприятия быстрого питания. Зачем они ему, если у него в городе есть такие же? Вот на проспекте Петра Первого возле кольца стояло, помню, кафе «Дубурлан», что в переводе с даргинского означает «горец». Так там все соответствовало названию: сакли-кабинки, плетеный забор, виноградник, столы и стулья в национальном стиле, а главное — великолепный шашлык. Но нет уже «Дубурлана», его подвинул очередной забугорный общепит.
В этом смысле хорошо бы поучиться нам хотя бы у соседей. В Тбилиси развивают сеть своих ресторанов национальной кухни и всячески их популяризируют. Нет, там фаст-фуд кафе тоже предостаточно, но все-таки в центральных местах стоят свои заведения, привлекающие туристов.
Примерно по такому пути пошли турки. Там прямо на пляже Средиземного моря, в Анталии, есть кафе-ресторан с турецким колоритом – пекут лаваш, жарят на открытом огне люля-кебаб и подают местный айран. У нас на берегу Каспия тоже есть рестораны, но туда в шортах и футболке после пляжа не пройдешь, нет демократичности в этом вопросе, как воскликнули бы либералы. А вот в Турции есть. Там, придя на берег моря, ты уже не обойдешь ни местную шаурму, ни лавку с национальными сувенирами. Все расположено так, что ты непременно на все обратишь внимание и что-то купишь именно турецкое.
Или вот, например, у нас возле знаменитого и уже полюбившегося туристам Сулакского каньона открылось небольшое кафе. Вроде все хорошо, но дагестанские вина там не подают. И вынуждены туристы проделывать большой путь в поисках подходящего заведения, где можно их отведать. Надо уважать чужой менталитет, но не забывать свои обычаи и традиции, создать такие условия, чтобы туристы, раз посетив наш край, спешили сюда снова и снова.
Хотя выводы делать еще рано, однако тенденция к усилению европеизации Дагестана все же имеется, и дело не только в упомянутых заведениях быстрого питания. Их сеть в этом смысле является знаковым атрибутом происходящих процессов и ощутимой культурной интеграцией с остальным миром. Если мы и не станем Парижем, то не исключено, что очень скоро нас будет не отличить от Воронежа или Брянска…