X
09:42 24.07.2019

Сэндвич против хинкала?

- Папа, а мы купим рожок в шоколадной глазури? - недавно спросил сын, процитировав дословно телевизионную рекламу предприятий быстрого питания «Жареный цыплёнок из Кентукки».

За короткое время сеть быстрого фаст-фуда в Махачкале стала популярной. Не сказать, чтобы было что-то особенное, но люди идут, даже просто из любопытства.

На днях был в районе новой (ее еще называют «Северной») автостанции на проспекте Акушинского. Этот район воспринимается как нечто отдельное от основной части города, где нет четкой архитектуры, зелени, а петляющие дороги, параллельные основной магистрали, оставляют ощущение, что это вовсе не город, а какой-нибудь отдаленный горный район.

Но даже там относительно недавно появилось такое заведение, рази­тельно изменив местный пейзаж. Это почти то же самое, если бы инопланетный корабль приземлился посреди египетских пирамид.

Сеть подобных предприятий раскинута по всему городу в довольно людных местах — в здании бывшего булочно-кондитерского комбината, что на углу проспектов Шамиля и Гамидова, возле ЦУМа, планируется открыть на проспекте Р. Гамзатова и Петра I.

Нет, я не против таких заведений, там неплохой кофе, может, другим там нравится что-то другое. Как гласит мудрая китайская пословица: «Мы то, что мы едим». А в них мы едим и пьем продукцию не нашего производства, а стандартизированные и пакетированные продукты, производимые далеко за пределами Дагестана. И даже далеко за пределами России. Но, как мне кажется, все-таки популярность этого заведения вызвана не кухней, а той аурой, которую можно там ощутить. Речь не идет о рекламе или антирекламе. Я о другом.

Зайдя туда, как будто покидаешь Дагестан. Играет ненавязчивая музыка в стиле кантри или соул. Только недавно заметил, что форма официантов в таких заведениях общепита не различается гендерно, парни и девушки одеты одинаково. Ну, есть, например, форма стюардов и стюардесс или для мальчиков и девочек в школе, а вот тут форма одна, гендерное равенство в действии, так сказать…

Ну а главное, что бросается в глаза, – это, конечно, технологический процесс приготовления и подачи пищи. Вот где надо бы поучиться нашим чиновникам, как работать с населением. Тут можно лицезреть слаженный механизм. Один принимает заказ, набирая на компьютере, далее информация сразу отображается у поваров, которые тоже поделены на команды, третьи выносят готовый заказ в пункт выдачи.

Одним словом, ты попадаешь в другую реальность, европейскую или американскую, но уж точно не дагестанскую или русскую. Это многих и привлекает. Но, конечно, тут же возникает вопрос о целесообразности таких заведений. Мы хотим развивать туризм. И вот турист приезжает, скажем, из Новосибирска. И ищет что-то такое, местное. Но натыкается на те же заграничные предприятия быстрого питания. Зачем они ему, если у него в городе есть такие же? Вот на проспекте Петра Первого возле кольца стояло, помню, кафе «Дубурлан», что в переводе с даргинского означает «горец». Так там все соответствовало названию: сакли-кабинки, плетеный забор, виноградник, столы и стулья в национальном стиле, а главное — великолепный шашлык. Но нет уже «Дубурлана», его подвинул очередной забугорный общепит.

В этом смысле хорошо бы поучиться нам хотя бы у соседей. В Тбилиси развивают сеть своих ресторанов национальной кухни и всячески их популяризируют. Нет, там фаст-фуд кафе тоже предостаточно, но все-таки в центральных местах стоят свои заведения, привлекающие туристов.

Примерно по такому пути пошли турки. Там прямо на пляже Средиземного моря, в Анталии, есть кафе-ресторан с турецким колоритом – пекут лаваш, жарят на открытом огне люля-кебаб и подают местный айран. У нас на берегу Каспия тоже есть рестораны, но туда в шортах и футболке после пляжа не пройдешь, нет демократичности в этом вопросе, как воскликнули бы либералы. А вот в Турции есть. Там, придя на берег моря, ты уже не обойдешь ни местную шаурму, ни лавку с национальными сувенирами. Все расположено так, что ты непременно на все обратишь внимание и что-то купишь именно турецкое.

Или вот, например, у нас возле знаменитого и уже полюбившегося туристам Сулакского каньона открылось небольшое кафе. Вроде все хорошо, но дагестанские вина там не подают. И вынуждены туристы проделывать большой путь в поисках подходящего заведения, где можно их отведать. Надо уважать чужой менталитет, но не забывать свои обы­чаи и традиции, создать такие условия, чтобы туристы, раз посетив наш край, спешили сюда снова и снова.

Хотя выводы делать еще рано, однако тенденция к усилению европеизации Дагестана все же имеется, и дело не только в упомянутых заведениях быстрого питания. Их сеть в этом смысле является знаковым атрибутом происходящих процессов и ощутимой культурной интеграцией с остальным миром. Если мы и не станем Парижем, то не исключено, что очень скоро нас будет не отличить от Воронежа или Брянска…

Статьи из «Общество»

Последний ужин под Сталинградом

1
Май 1942 года. Война уже давно перестала быть чем-то далеким — она пришла в каждый дом, в каждую семью. В селе Уркарах, как и по всей...

Это нужно живым

1
Далекий 1941 год. Началась Великая Отечественная война, которая понесла за собой страшные...

Будет бульба как у Батьки

1
Дружба народов. Когда-то это понятие было знакомо каждому советскому школьнику. Благодаря...

Вклад бежтинцев в Победу

6
С каждым годом все дальше в историю уходят грозные события Великой Отечественной войны. За истекшие 80 лет зарубцевались раны и притупилась боль, причиненная людям...

Лучшая песня о Великой Отечественной

8
Стихотворение «Журавли» впервые было напечатано в 1968...

Правда, которую не стереть

12
Проблема фальсификации истории в ущерб интересам России приобрела в последние годы ярко...

Особая профессия

8
Ежегодно в России 30 апреля свой профессиональный праздник отмечают сотрудники пожарной...

Проводник добра

59
Многие герои моих публикаций впоследствии становятся моими добрыми друзьями, с которыми я...

Майский старт

10
Правда же, не зря в народе говорят: канун лучше самого праздника. Дело в том, что накануне...