Шамиль Алиев: «Я ежедневно награжден детством»
Однажды академик Петров ввиду плохого самочувствия попросил будущего академика Алиева заменить его на лекции. В большой аудитории присутствовали человек 5-6. Проходит время, и при встрече с коллегой Шамиль Гимбатович говорит: «Людей мало было на лекции. Наверное, узнали, что вы болеете». Оказалось, что на занятия к Петрову ходят максимум 3-4 студента, и он относится к этому абсолютно нормально: когда на лекции присутствуют 300 человек, невозможно достучаться до каждого.
И если сегодня спросить известного академического и общественного деятеля, разработчика ракетного и торпедного оружия, а также космических технологий, в какой аудитории он ощущает себя наиболее комфортно, ответ будет такой: в аудитории подавляющего меньшинства. Именно по этой причине и пресс-конференция с его участием на площадке РИА «Дагестан» проходила в несколько усеченном формате – представителей СМИ было немного.
Мысль поэтична
– Для того чтобы пробудить у студента интерес к учебе, преподаватель должен сам гореть – драматизировать любую ситуацию можно тогда, когда превращаешь ее в грандиозную игру, – рассуждает Шамиль Алиев. – В нем должны кипеть страсти, эмоции. А что такое эмоции? Это ресурс, который мы на протяжении многих лет вырабатываем, это некая готовность к повторяющимся ситуациям. Вот почему великовозрастные люди эмоционально более сдержанны. А еще они в большинстве своем недоверчивы, поскольку в течение жизни накапливается определенный негативный опыт.
Внутри человека все время звучит симфония из разных идей – одной идеей никто не живет. И мысль обладает определенной глубиной, необыкновенной художественной и музыкальной привлекательностью. Всегда живая, с оттенками, с красками, с паузами… Она поэтична, у нее есть пропорции. В поэме «Демон» Лермонтова есть замечательные строчки: «Одетый молньей и туманом, я шумно мчался в облаках». Когда впервые прочел их, я был полдня счастлив. Не с точки зрения поэзии, а с точки зрения математической пропорции. Если смысл жизни заключается в том, чтобы иметь радость, человек, на мой взгляд, находит ее не на Земле (в быту радости мало), а в бесконечности, строит там себе храмы. Погружение внутрь себя – это очень классное состояние. Это означает, что каждый день ты становишься на сто граммов чище, прочно стоишь на бетонной опоре и с головой уходишь в заоблачные дали. И тебе до лампочки на чужие ошибки, промахи. Но есть и такие, кто растворяются в бытовухе. Невыносимой бытовухе. Когда пребываю в плохом настроении, я стараюсь менять обстановку. Неделю назад был в Ботлихе и до сих пор не могу прийти в себя от счастья. Ощущение, будто ты попал в совершенно другой мир. Ехал туда в сопровождении гор, скал и рек, и мне казалось, что они говорят: «Ты молодец, хорошее дело затеял!». А когда уезжал, в ушах еще долго звучали аплодисменты детей.
Искренне, от души
Шамиль Гимбатович рассказал журналистам о созданной им много лет назад «Академии ангелов». Само учреждение, по его словам, не типичное – здесь нет расписания занятий, строгого графика.
– Лет 50 тому назад, – вспоминает академик, – я впервые задумался над тем, почему я никуда не вписываюсь: куда бы ни пришел, везде оказываюсь лишним. – И мне кажется, я нашел ответ. Правильный ответ. Чем я отличаюсь от других детей? Другие дети более дисциплинированные. И я задался вопросом: а зачем делать их дисциплинированными? Так у входа в «Академию ангелов» появилась надпись «Спасать детей от взрослых». Дома, на улице, в садике – везде их воспитывают, поэтому я решил сделать их в хорошем смысле недисциплинированными. В академии много разных игр и заданий. Главная задача – впитать в ребятишек страсть к чему-либо. Чтобы эта страсть оставалась в них на всю жизнь. В самолете, в парке или кафе я никогда не упускаю возможности пообщаться с детьми, стараюсь раскрыть их, тогда они никогда не забудут это счастливое время.
Здорово, если пребывание с тобой по душе какому-нибудь взрослому человеку. Но высшее счастье – когда тебя любят дети. Искренне, от души. В этом отношении я ежедневно награжден детством.
Советы папам и мамам
– Дети задают много вопросов. Обязательно отвечать на каждый?
– В таких случаях я прошу их записать все вопросы на листке. У меня дома очень много таких листков, тетрадей с вопросами. Потом на прогулке я углубляюсь в них и отвечаю. Очень часто из десяти вопросов восемь – это один и тот же вопрос в разных вариациях. Но ребенок думает, что они разные. Даже если вы куда-то очень торопитесь, старайтесь ответить на все.
– Для развития малыша сегодня применяется комплекс упражнений, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. По-вашему, такого рода методики стоят потраченного времени и денег?
– Наталья Бехтерева, профессор по исследованию мозга, сказала мне как-то, что после четырех месяцев в утробе матери мозг ребенка готов работать по полной программе, способен обрабатывать всю информацию. Я считаю, что не стоит специально способствовать развитию мозга у ребенка. Надо поиграть в детство, которое должно длиться хотя бы до 6-7 лет.
– Ну и напоследок еще пару советов для родителей, молодых педагогов?
– Любите детей, будьте с ними искренними. Это самое главное. Дети чувствуют отношение к себе. Если они не слушаются, их надо любить еще больше. Обучать – это вторично, а первично – полнокровное детство и бесконечная любовь дома и на улице. Даже больных детей можно вылечить любовью. Сказки можно рассказывать без конца. Мультики – хоть каждый день, но дозированно. Единственное, что я смотрю по ТВ, – это мультики. Особенно нравятся мультики для самых маленьких – их создают хорошие люди.