X
08:47 20.03.2025

Шесть причин не доверять блогерам

Выпуск - 2025 № 40

Недавно спросил младшую дочь, кем она хочет стать, когда вырастет. Та, не задумываясь, ответила, что будет блогером. Думаю, подобный ответ в наши дни получают многие родители.

Блогеров сейчас называют лидерами мнений, или инфлюенсерами. Трудно поспорить с такой формулировкой, ведь огромная аудитория позволяет им во многом влиять на восприятие той или иной информации, а порой и поставить под сомнение существующие этические нормы.

Следует понимать, что большая власть означает не меньшую ответственность. Так, ученые из Портсмутского университета, обобщив многочисленные исследования своих коллег, пришли к выводу, что деятельность блогеров зачастую имеет ряд негативных эффектов. Свою работу, вышедшую в журнале «Психология и маркетинг» (№ 42 от 4 марта 2025 г.), они озаглавили так: «Темная сторона инфлюенсеров».

Сахар, вейпы, алкоголь

Изучив опубликованные в социальных сетях материалы, ученые пришли к выводу, что блогеры часто пользуются доверием своей аудитории, чтобы заработать на рекламе вредных продуктов. Среди них различные БАДы, вредная еда, напитки с высоким содержанием сахара, разнообразные средства для похудения и многое другое.

Многие из этих товаров способствуют формированию не­здоровых привычек, что лишь усугубляет ситуацию. Даже без прямой рекламы лидеры мнений могут романтизировать опасные явления, такие как употребление алкоголя и наркотиков. И аудитория воспринимает их как положительный пример.

Долгосрочные опросы респондентов подтвердили, что частота просмотра видеоблогов влияет на употребление нездоровых напитков у детей через два года.

Несложно заметить, что и российские популярные блогеры, например, активно участвуют в рекламе и популяризации азартных игр. И это не мешает им становиться лицами многих продуктов для подростков и даже принимать участие в школьных уроках «Разговоры о важном».

Фейки и дезинформация

Исследователи отмечают, что блогеры, устанавливая близкие отношения со своими подписчиками, становятся мощными лидерами мнений, порой даже более привлекательными, чем политики и знаменитости. Однако их знания не всегда превосходят знания других, и экспертиза может быть на уровне обычных людей.

Это несоответствие создает благоприятную почву для дез­информации. В то время как политические высказывания защищены конституцией, а деятельность журналистов ограничена существующим законодательством, работа блогеров часто остается без должного контроля. Например, высказывания многих блогеров привели к недоверию официальным рекомендациям в период пандемии COVID-19.

Удар по самооценке

Исследования показывают, что инфлюенсеры часто навязывают аудитории совершенно недостижимые идеалы внешности, используя для этого современные технологии. Самооценка их зрителей серьезно страдает, что подталкивает последних к вредным диетам или опасным косметическим процедурам и пластической хирургии.

Статистика и опросы дали понять, что просмотр контента в соцсетях снижает удовлетворенность своим телом, особенно у девушек-подростков.

Черная зависть

Блогеры создают ложные впечатления не только об идеальном теле, но и об идеальной жизни. Демонстрация бесконечных праздников, путешествий, гламура и богатства вызывает у людей зависть и чувство неполноценности.

Люди, просматривающие соц­сети, испытывают необходимость постоянно поддерживать идеальный имидж, создавать впечатление насыщенной и богатой жизни, демонстрировать успех. А это не лучшим образом влияет на здоровье, вызывая тревогу и депрессию.

Откровенный обман

Блогеры в социальных сетях также нередко занимаются продвижением поддельных и контрафактных товаров. Исследования показывают, что 22 % респондентов приобрели подделки после рекомендаций от своих кумиров.

Что хуже, некоторые инфлюенсеры не брезгуют продвигать опасные услуги, которые могут ударить по кошельку и здоровью людей, доверившихся им.

Утечки личной информации

Ученые предупреждают: блогеры в социальных сетях стали настоящими фабриками данных, собирая огромные объемы личной информации. Имея доступ к ней, инфлюенсеры сталкиваются с серьезными рисками – уязвимостью информации и киберпреступлениями. При этом исследователи отмечают, что лидеры мнений зачастую не осведомлены о своих законных обязанностях по обеспечению безопасности личных данных.

Статьи из «Общество»

Ван Дамм и Дагестан

10
В этом году юбилей – знаменитому актеру, режиссеру, мастеру боевых искусств Жан-Клоду Ван...

Отцы и дети

5
Нам с вами, уважаемые читатели, от 150 до 350 тысяч лет. Точный возраст homo sapiens определить пока невозможно. Стало быть, еще не доросли. Но и этого достаточно, чтобы с...

Достойные люди!

6
Жители Акушинского района гордятся своими земляками, заслужившими авторитет за пределами родного края, особенно теми, кто с честью продолжил дорогу, проложенную...

Побег

4
Однажды так случилось, что пребывание Расула Гамзатова в Кремлевской больнице на ул....

Ушедшие в небытие

23
Пожалуй, каждый хоть раз задавался вопросом: а что будет, когда нас не станет? Как скоро...

Мэтры и новички на одном подиуме

12
Масштабный показ под открытым небом. Яркое событие не...

Победа над… пустыней. Это реально?

7
В конце прошлого года китайские власти заявили о...

Редкий и исчезающий

12
Найти ее довольно сложно – птица крайне осторожная и пугливая. Орнитологи и сотрудники...

Парнишка с вагонного депо

6
Нынешний год особо знаменательный – Год 80-летия ­Великой Победы над фашистской Германией и...

Эстафета героев

9
Курская битва. Уже одно упоминание о ней вызывает гордость за нашу страну и беспредельную...

Улыбка капитана державы

12
Если мы сегодня, в День Государственного флага Российской Федерации, вспомним знаменитую...