Купить PDF-версию
04:38 | 20 июня, Пт
Махачкала
X
08:47 20.03.2025

Шесть причин не доверять блогерам

Владислав Косолапкин, «Казанские ведомости», 13.03.2025 г.
Выпуск - 2025 № 40
13

Недавно спросил младшую дочь, кем она хочет стать, когда вырастет. Та, не задумываясь, ответила, что будет блогером. Думаю, подобный ответ в наши дни получают многие родители.

Блогеров сейчас называют лидерами мнений, или инфлюенсерами. Трудно поспорить с такой формулировкой, ведь огромная аудитория позволяет им во многом влиять на восприятие той или иной информации, а порой и поставить под сомнение существующие этические нормы.

Следует понимать, что большая власть означает не меньшую ответственность. Так, ученые из Портсмутского университета, обобщив многочисленные исследования своих коллег, пришли к выводу, что деятельность блогеров зачастую имеет ряд негативных эффектов. Свою работу, вышедшую в журнале «Психология и маркетинг» (№ 42 от 4 марта 2025 г.), они озаглавили так: «Темная сторона инфлюенсеров».

Сахар, вейпы, алкоголь

Изучив опубликованные в социальных сетях материалы, ученые пришли к выводу, что блогеры часто пользуются доверием своей аудитории, чтобы заработать на рекламе вредных продуктов. Среди них различные БАДы, вредная еда, напитки с высоким содержанием сахара, разнообразные средства для похудения и многое другое.

Многие из этих товаров способствуют формированию не­здоровых привычек, что лишь усугубляет ситуацию. Даже без прямой рекламы лидеры мнений могут романтизировать опасные явления, такие как употребление алкоголя и наркотиков. И аудитория воспринимает их как положительный пример.

Долгосрочные опросы респондентов подтвердили, что частота просмотра видеоблогов влияет на употребление нездоровых напитков у детей через два года.

Несложно заметить, что и российские популярные блогеры, например, активно участвуют в рекламе и популяризации азартных игр. И это не мешает им становиться лицами многих продуктов для подростков и даже принимать участие в школьных уроках «Разговоры о важном».

Фейки и дезинформация

Исследователи отмечают, что блогеры, устанавливая близкие отношения со своими подписчиками, становятся мощными лидерами мнений, порой даже более привлекательными, чем политики и знаменитости. Однако их знания не всегда превосходят знания других, и экспертиза может быть на уровне обычных людей.

Это несоответствие создает благоприятную почву для дез­информации. В то время как политические высказывания защищены конституцией, а деятельность журналистов ограничена существующим законодательством, работа блогеров часто остается без должного контроля. Например, высказывания многих блогеров привели к недоверию официальным рекомендациям в период пандемии COVID-19.

Удар по самооценке

Исследования показывают, что инфлюенсеры часто навязывают аудитории совершенно недостижимые идеалы внешности, используя для этого современные технологии. Самооценка их зрителей серьезно страдает, что подталкивает последних к вредным диетам или опасным косметическим процедурам и пластической хирургии.

Статистика и опросы дали понять, что просмотр контента в соцсетях снижает удовлетворенность своим телом, особенно у девушек-подростков.

Черная зависть

Блогеры создают ложные впечатления не только об идеальном теле, но и об идеальной жизни. Демонстрация бесконечных праздников, путешествий, гламура и богатства вызывает у людей зависть и чувство неполноценности.

Люди, просматривающие соц­сети, испытывают необходимость постоянно поддерживать идеальный имидж, создавать впечатление насыщенной и богатой жизни, демонстрировать успех. А это не лучшим образом влияет на здоровье, вызывая тревогу и депрессию.

Откровенный обман

Блогеры в социальных сетях также нередко занимаются продвижением поддельных и контрафактных товаров. Исследования показывают, что 22 % респондентов приобрели подделки после рекомендаций от своих кумиров.

Что хуже, некоторые инфлюенсеры не брезгуют продвигать опасные услуги, которые могут ударить по кошельку и здоровью людей, доверившихся им.

Утечки личной информации

Ученые предупреждают: блогеры в социальных сетях стали настоящими фабриками данных, собирая огромные объемы личной информации. Имея доступ к ней, инфлюенсеры сталкиваются с серьезными рисками – уязвимостью информации и киберпреступлениями. При этом исследователи отмечают, что лидеры мнений зачастую не осведомлены о своих законных обязанностях по обеспечению безопасности личных данных.

Статьи из «Общество»

Этнокультура и дети

5
Мировые события последних лет ярко продемонстрировали необходимость корректировать...

Обсудили Стратегию нацполитики

6
В Махачкале представители Общественной палаты РФ и дагестанские эксперты говорили о будущей Стратегии нацполитики до 2036 года,...

Мир сам собой не воцарится

0
Трансформировавшись в некую адскую машину по уничтожению человечества, современный терроризм приобретает все большее влияние в мире, промышляя как мелкими...

Прославленный виноградарь

8
Истинный патриотизм людей заключается не только в боевом духе защитника родной земли, но и в...

Спаситель царя лечился в Дербенте

11
Известный русский поэт Николай Некрасов написал...

Тили-тили-тесто по-дагестански

207
Как провести свадьбу в Дагестане – в русле новых тенденций...

Памятник патриоту и гражданину

81
Магомедали Магомедову – видному государственному и...

Мудрость, рожденная в горах

38
Жизнь состоит не из времени, а из моментов, врезающихся в память драматическими событиями,...

России судьбоносный путь

12
В изобразительном искусстве фон порой играет чуть ли не главную роль на полотне мастера. А в...

Потепление вдохновило жителей Дагестана на танцы

11
За этот год трафик на сайты танцевальных...

Гаранты Конституции

8
Проблематику института присяжных обсудили на Всероссийской научно-практической...