Купить PDF-версию
08:44 | 21 июня, Сб
Махачкала
X
07:37 19.08.2022

Славное прошлое и настоящее

Сегодня разговор пойдет не о современном и великолепном международном аэропорте «Махачкала», речь о нем шла в нашей публикации от 11 августа нынешнего года, а о славном прошлом старейшего авиапредприятия. В этом году оно отметило 95-летие со дня своего рождения как субъект гражданской авиации. В феврале нынешнего года Глава Дагестана Сергей Меликов направил поздравительную телеграмму коллективу предприятия. Более 200 сотрудников аэропорта и ветеранов авиации удостоились различных наград и почетных грамот Министерства транспорта РД.

История дагестанской гражданской авиации началась в 1927 году, когда на объединенном заседании ЦИК и Совнаркома ДАССР было принято историческое постановление: «Учитывая огромное экономическое, политическое и военное значение нового вида транспорта, признать необходимым организовать в городе Махачкале воздушную станцию на маршруте Москва – Харьков – Тифлис». Для доставки населению почты, газет, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости, а иногда и оказания медицинской помощи была поставлена задача как можно быстрее внедрить «местную авиацию».

С каждым годом сфера применения авиации в народном хозяйстве республики расширялась, что потребовало создания не просто аэродрома. Руководство республики обратилось с ходатайством о поддержке к Герою Советского Союза, летчику-испытателю Георгию Байдукову, совершившему вместе со своими друзьями В. П. Чкаловым и А. В. Беляковым беспримерный перелет через Ледовитый океан из Москвы в США. Аэропорт располагался в те годы в Махачкале-1 и представлял обычное поле. Когда прилетал самолет, люди зажигали костры, по дыму которых пилоты и определяли направление посадки. Аэродром был промежуточным, поскольку самолеты тогда не имели достаточной дальности полета.

В 1938 году в Махачкале был сформирован авиаотряд, задачей которого была перевозка грузов в отдаленные горные районы, борьба с саранчой и малярией. В течение следующих 10 лет были открыты полеты в Киев, Ростов, Сталинград, Астрахань и Куйбышев. В 1954 году в аэропорту приземлился первый пассажирский самолет Ан-2, в 1960 году – вертолёт Ми-4. Это позволило начать широкое освоение сложнейших горных трасс и создать в Дагестане самую густую в стране сеть воздушных линий.

Переломным для авиапредприятия стал 1958 год, когда ­аэродром был перебазирован из Махачкалы-1 в район станции «Уйташ». Перевозка пассажиров увеличилась в 3 раза, объем грузовых перевозок – в 4 раза. За образцовую работу и успешное выполнение народно-хозяйственных задач в 1966 году Махачкалинский объединенный авиаотряд был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Коллектив авиапредприятия состоял в основном из дагестанских летчиков и специалистов. Авиаторы Дагестана в те годы внесли большой вклад в развитие народного хозяйства республики, работали также в Краснодарском крае, Астраханской области, Волгоградской области, на обработке хлопка в Азербайджанской Республике.

Неоценима роль работников авиапредприятия в событиях 1999 года, когда в период крайнего обострения ситуации на Северном Кавказе выявилось стратегическое значение нашего аэропорта, ставшего базой обеспечения контртеррористической операции. Аэропорт ежедневно принимал до 70 тяжелогружёных военных самолётов Ил-76 и Ан-22 и подвергся нерасчетным нагрузкам, что привело к повреждению покрытия взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и перрона.

В 2014 году аэропорт стал называться АО «Международный аэропорт «Махачкала». После реконструкции появилась техническая возможность принимать крупные самолёты типа Airbus, Boeing. А с мая 2017 года допускается прием и выпуск широкофюзеляжных самолетов Boeing-767-300, а также Airbus A-330-200 и их модификаций, вертолётов всех типов.

В настоящее время авиапредприятие обслуживает внутренние и международные авиаперевозки и находится на втором месте по пассажиропотоку в СКФО. Устойчивый рост пассажиропотока махачкалинского аэропорта продолжается. В настоящее время проводятся работы по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению основных производственных фондов наземной инфраструктуры.

Но самое главное, в аэропорту работают ответственные и компетентные специалисты, ветераны и представители нового поколения, имя которым авиаторы.

Похожие

Крылатая история Страны гор

33
В небе Дагестана первые самолеты появились в 1922 году. Основной их задачей были вначале...

От «Добролёта» до «Аэрофлота»

27
Пассажирские воздушные перевозки зародились в России еще в 1910 году. В 1920-е после окончания...

Приятного полёта!

15
Воздушный транспорт в Дагестане является, пожалуй, наиболее популярным. Махачкалинский...

Гавань заработала быстрее

20
Эффективность экономики определяют ее жизнеспособность и потенциал развития. Факторов,...

Высший пилотаж

126
Махачкалинский авиационно-технический спортивный клуб ДОСААФ имеет такую уникальную...

Прерванный полёт

53
День воздушного флота России – профессиональный праздник лётчиков, инженерно-технического...

Взлетающий коэффициент

82
Национальный проект «Производительность труда» работает для повышения...

Небо стало их судьбой

186
День воздушного флота, более известный в народе как День авиации, который празднуется в...

Статьи из «Общество»

Регламент

2
На презентации книги об Ахмедхане Абу-Бакаре мне предложили выступить, так как я являюсь...

Мифы автомобилистов

6
Существует множество мифов и легенд об автомобильной промышленности, о том, как работают...

Вожделенный личный транспорт

3
Как из всех автомобилей выбрать лучший? На что важно...

На фронте и в тылу

3
Восемьдесят четыре года назад прервалась мирная жизнь советских людей – Германия вероломно...

Кто с мечом к нам придёт…

7
…От меча и погибнет! Это крылатое выражение приписывают Александру Невскому. Эти слова...

Тили-тили-тесто по-дагестански

248
Как провести свадьбу в Дагестане – в русле новых тенденций...

Этнокультура и дети

9
Мировые события последних лет ярко продемонстрировали необходимость корректировать...

Обсудили Стратегию нацполитики

9
В Махачкале представители Общественной палаты РФ и дагестанские эксперты говорили о будущей Стратегии нацполитики до 2036 года,...

Мир сам собой не воцарится

1
Трансформировавшись в некую адскую машину по уничтожению человечества, современный терроризм приобретает все большее влияние в мире, промышляя как мелкими...

Прославленный виноградарь

22
Истинный патриотизм людей заключается не только в боевом духе защитника родной земли, но и в...

Спаситель царя лечился в Дербенте

13
Известный русский поэт Николай Некрасов написал...