X
07:37 19.08.2022

Славное прошлое и настоящее

Сегодня разговор пойдет не о современном и великолепном международном аэропорте «Махачкала», речь о нем шла в нашей публикации от 11 августа нынешнего года, а о славном прошлом старейшего авиапредприятия. В этом году оно отметило 95-летие со дня своего рождения как субъект гражданской авиации. В феврале нынешнего года Глава Дагестана Сергей Меликов направил поздравительную телеграмму коллективу предприятия. Более 200 сотрудников аэропорта и ветеранов авиации удостоились различных наград и почетных грамот Министерства транспорта РД.

История дагестанской гражданской авиации началась в 1927 году, когда на объединенном заседании ЦИК и Совнаркома ДАССР было принято историческое постановление: «Учитывая огромное экономическое, политическое и военное значение нового вида транспорта, признать необходимым организовать в городе Махачкале воздушную станцию на маршруте Москва – Харьков – Тифлис». Для доставки населению почты, газет, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости, а иногда и оказания медицинской помощи была поставлена задача как можно быстрее внедрить «местную авиацию».

С каждым годом сфера применения авиации в народном хозяйстве республики расширялась, что потребовало создания не просто аэродрома. Руководство республики обратилось с ходатайством о поддержке к Герою Советского Союза, летчику-испытателю Георгию Байдукову, совершившему вместе со своими друзьями В. П. Чкаловым и А. В. Беляковым беспримерный перелет через Ледовитый океан из Москвы в США. Аэропорт располагался в те годы в Махачкале-1 и представлял обычное поле. Когда прилетал самолет, люди зажигали костры, по дыму которых пилоты и определяли направление посадки. Аэродром был промежуточным, поскольку самолеты тогда не имели достаточной дальности полета.

В 1938 году в Махачкале был сформирован авиаотряд, задачей которого была перевозка грузов в отдаленные горные районы, борьба с саранчой и малярией. В течение следующих 10 лет были открыты полеты в Киев, Ростов, Сталинград, Астрахань и Куйбышев. В 1954 году в аэропорту приземлился первый пассажирский самолет Ан-2, в 1960 году – вертолёт Ми-4. Это позволило начать широкое освоение сложнейших горных трасс и создать в Дагестане самую густую в стране сеть воздушных линий.

Переломным для авиапредприятия стал 1958 год, когда ­аэродром был перебазирован из Махачкалы-1 в район станции «Уйташ». Перевозка пассажиров увеличилась в 3 раза, объем грузовых перевозок – в 4 раза. За образцовую работу и успешное выполнение народно-хозяйственных задач в 1966 году Махачкалинский объединенный авиаотряд был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Коллектив авиапредприятия состоял в основном из дагестанских летчиков и специалистов. Авиаторы Дагестана в те годы внесли большой вклад в развитие народного хозяйства республики, работали также в Краснодарском крае, Астраханской области, Волгоградской области, на обработке хлопка в Азербайджанской Республике.

Неоценима роль работников авиапредприятия в событиях 1999 года, когда в период крайнего обострения ситуации на Северном Кавказе выявилось стратегическое значение нашего аэропорта, ставшего базой обеспечения контртеррористической операции. Аэропорт ежедневно принимал до 70 тяжелогружёных военных самолётов Ил-76 и Ан-22 и подвергся нерасчетным нагрузкам, что привело к повреждению покрытия взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и перрона.

В 2014 году аэропорт стал называться АО «Международный аэропорт «Махачкала». После реконструкции появилась техническая возможность принимать крупные самолёты типа Airbus, Boeing. А с мая 2017 года допускается прием и выпуск широкофюзеляжных самолетов Boeing-767-300, а также Airbus A-330-200 и их модификаций, вертолётов всех типов.

В настоящее время авиапредприятие обслуживает внутренние и международные авиаперевозки и находится на втором месте по пассажиропотоку в СКФО. Устойчивый рост пассажиропотока махачкалинского аэропорта продолжается. В настоящее время проводятся работы по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению основных производственных фондов наземной инфраструктуры.

Но самое главное, в аэропорту работают ответственные и компетентные специалисты, ветераны и представители нового поколения, имя которым авиаторы.

Похожие

Приятного полёта!

9
Воздушный транспорт в Дагестане является, пожалуй, наиболее популярным. Махачкалинский...

Гавань заработала быстрее

16
Эффективность экономики определяют ее жизнеспособность и потенциал развития. Факторов,...

Высший пилотаж

96
Махачкалинский авиационно-технический спортивный клуб ДОСААФ имеет такую уникальную...

Прерванный полёт

37
День воздушного флота России – профессиональный праздник лётчиков, инженерно-технического...

Взлетающий коэффициент

77
Национальный проект «Производительность труда» работает для повышения...

Небо стало их судьбой

159
День воздушного флота, более известный в народе как День авиации, который празднуется в...

Воздушные ворота нараспашку

78
Аэропорт Махачкалы, несмотря на неблагоприятные для отрасли факторы на международном рынке,...

Статьи из «Общество»

Каспий: кто и что убивает тюленей

23
В последние годы мы сталкиваемся с фактами массовой...

Однажды на телестудии

4
Итак, за неделю до Нового года звонит моя невестка и спрашивает: «Не могли бы вы, отец,...

Налог на «железного коня»

7
Вопреки укоренившемуся мнению, автомобиль сегодня не только средство передвижения, но и становится роскошью, облачившись в ценник свыше 10 миллионов рублей. И...

ВАЗ заимел технологический суверенитет?

4
Нетрудно представить себе временной отрезок в 25 секунд. Это меньше полминуты. Что можно сделать за такое короткое время?...

Электрокары замахнулись на рекорд

2
На отечественном авторынке по итогам прошлого года...

Поедем? Нет, полетим!

4
Принято ругать отечественных производителей авто, считая наших инженеров недостаточно...

Верность историческому выбору

5
Наша республика 20 января отметит очередную годовщину своей автономии. В этот день в далёком 1921 году Всероссийский центральный исполнительный комитет принял...

Благородное наследие

7
Сын достоин памяти своего отца, если продолжает его благородное дело, чтит и с искренним...

Дом печальный

13
Закат советской эпохи для Махачкалы ознаменовался рядом архитектурных изысков....

Не дрогнуть на избранном пути

65
С момента возникновения наука традиционно считалась...

Пособия: кому и сколько

24
Минтруд Дагестана информирует, что с 1 января 2025 года размеры государственных пособий для семей с детьми будут следующими:

Праздник, который объединяет

12
Рождество в Дагестане – это не только светлый и радостный праздник, напоминающий о...