Купить PDF-версию
01:49 | 29 мая, Чт
Махачкала
X
07:37 19.08.2022

Славное прошлое и настоящее

Сегодня разговор пойдет не о современном и великолепном международном аэропорте «Махачкала», речь о нем шла в нашей публикации от 11 августа нынешнего года, а о славном прошлом старейшего авиапредприятия. В этом году оно отметило 95-летие со дня своего рождения как субъект гражданской авиации. В феврале нынешнего года Глава Дагестана Сергей Меликов направил поздравительную телеграмму коллективу предприятия. Более 200 сотрудников аэропорта и ветеранов авиации удостоились различных наград и почетных грамот Министерства транспорта РД.

История дагестанской гражданской авиации началась в 1927 году, когда на объединенном заседании ЦИК и Совнаркома ДАССР было принято историческое постановление: «Учитывая огромное экономическое, политическое и военное значение нового вида транспорта, признать необходимым организовать в городе Махачкале воздушную станцию на маршруте Москва – Харьков – Тифлис». Для доставки населению почты, газет, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости, а иногда и оказания медицинской помощи была поставлена задача как можно быстрее внедрить «местную авиацию».

С каждым годом сфера применения авиации в народном хозяйстве республики расширялась, что потребовало создания не просто аэродрома. Руководство республики обратилось с ходатайством о поддержке к Герою Советского Союза, летчику-испытателю Георгию Байдукову, совершившему вместе со своими друзьями В. П. Чкаловым и А. В. Беляковым беспримерный перелет через Ледовитый океан из Москвы в США. Аэропорт располагался в те годы в Махачкале-1 и представлял обычное поле. Когда прилетал самолет, люди зажигали костры, по дыму которых пилоты и определяли направление посадки. Аэродром был промежуточным, поскольку самолеты тогда не имели достаточной дальности полета.

В 1938 году в Махачкале был сформирован авиаотряд, задачей которого была перевозка грузов в отдаленные горные районы, борьба с саранчой и малярией. В течение следующих 10 лет были открыты полеты в Киев, Ростов, Сталинград, Астрахань и Куйбышев. В 1954 году в аэропорту приземлился первый пассажирский самолет Ан-2, в 1960 году – вертолёт Ми-4. Это позволило начать широкое освоение сложнейших горных трасс и создать в Дагестане самую густую в стране сеть воздушных линий.

Переломным для авиапредприятия стал 1958 год, когда ­аэродром был перебазирован из Махачкалы-1 в район станции «Уйташ». Перевозка пассажиров увеличилась в 3 раза, объем грузовых перевозок – в 4 раза. За образцовую работу и успешное выполнение народно-хозяйственных задач в 1966 году Махачкалинский объединенный авиаотряд был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Коллектив авиапредприятия состоял в основном из дагестанских летчиков и специалистов. Авиаторы Дагестана в те годы внесли большой вклад в развитие народного хозяйства республики, работали также в Краснодарском крае, Астраханской области, Волгоградской области, на обработке хлопка в Азербайджанской Республике.

Неоценима роль работников авиапредприятия в событиях 1999 года, когда в период крайнего обострения ситуации на Северном Кавказе выявилось стратегическое значение нашего аэропорта, ставшего базой обеспечения контртеррористической операции. Аэропорт ежедневно принимал до 70 тяжелогружёных военных самолётов Ил-76 и Ан-22 и подвергся нерасчетным нагрузкам, что привело к повреждению покрытия взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и перрона.

В 2014 году аэропорт стал называться АО «Международный аэропорт «Махачкала». После реконструкции появилась техническая возможность принимать крупные самолёты типа Airbus, Boeing. А с мая 2017 года допускается прием и выпуск широкофюзеляжных самолетов Boeing-767-300, а также Airbus A-330-200 и их модификаций, вертолётов всех типов.

В настоящее время авиапредприятие обслуживает внутренние и международные авиаперевозки и находится на втором месте по пассажиропотоку в СКФО. Устойчивый рост пассажиропотока махачкалинского аэропорта продолжается. В настоящее время проводятся работы по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению основных производственных фондов наземной инфраструктуры.

Но самое главное, в аэропорту работают ответственные и компетентные специалисты, ветераны и представители нового поколения, имя которым авиаторы.

Похожие

Крылатая история Страны гор

32
В небе Дагестана первые самолеты появились в 1922 году. Основной их задачей были вначале...

От «Добролёта» до «Аэрофлота»

26
Пассажирские воздушные перевозки зародились в России еще в 1910 году. В 1920-е после окончания...

Приятного полёта!

15
Воздушный транспорт в Дагестане является, пожалуй, наиболее популярным. Махачкалинский...

Гавань заработала быстрее

20
Эффективность экономики определяют ее жизнеспособность и потенциал развития. Факторов,...

Высший пилотаж

122
Махачкалинский авиационно-технический спортивный клуб ДОСААФ имеет такую уникальную...

Прерванный полёт

52
День воздушного флота России – профессиональный праздник лётчиков, инженерно-технического...

Взлетающий коэффициент

82
Национальный проект «Производительность труда» работает для повышения...

Небо стало их судьбой

185
День воздушного флота, более известный в народе как День авиации, который празднуется в...

Статьи из «Общество»

Коллега и патриот. Не стало Алика Абдулгамидова

51
Тяжёлая весть о кончине известного...

Кисть Айвазовского или карандаш карикатуриста?

4
Почти год назад в «Дагправде» вышла статья...

Чистота начинается с урн

6
Природа наделила Дагестан невероятными красотами, но, к сожалению, деятельность человека...

Наша общая память

8
Восемьдесят лет миновало со дня окончания Великой Отечественной войны. Но сколько бы времени ни прошло, та война по-прежнему бередит душу воспоминаниями, забыть...

Новым технологиям – новые кадры

13
Перспективы развития промышленности Дагестана и...

Истоки патриотизма

8
Эту колонку мы подготовили в память о недавно ушедшем из жизни нашем постоянном авторе...

Загир Арухов: идеология толерантности

65
Начало нового тысячелетия в Дагестане...

Три ягоды сакуры

16
Приезд в Дагестан иностранного туриста в то время был явлением неординарным. А тут сразу...