Совершенствуя природу журналистики
СМИ сегодня определяют повестку дня. И если попытаться разобраться в их обилии, дать определение контенту современных российских, региональных изданий, которых только в нашей республике около пятисот, то бросается в глаза невиданный скоростной режим. В этом режиме, информационном разнообразии им приходится существовать, что позволяет держаться на плаву…
Вместе с тем пристрастному читателю приходится быть настороже, выбирая для себя то или иное информационное издание, позиция которого не рождает у него чувства досады, вызванной некачественной подачей, явно завуалированной под объективную правду, с тезисами сомнительного характера, когда в ход идут новомодные термины, а рерайтинги превращаются в привычную форму использования вовремя уловленной мысли, перерабатывающей настоящую журналистику в нечто усредненное, заимствованное. Да, надо отдать должное читателю неважно какого – печатного, виртуального продукта, он быстро распознает штучную информацию и отдает ей предпочтение, подталкивая СМИ к борьбе за рейтинги. И в борьбе за потребителя информации алгоритм СМИ всё более усложняется, а конкуренция за место в медиарейтингах заставляет строже, а значит, ответственнее относиться к профессии, одной из самых быстро меняющихся, формирующих общественное мнение.
Контент «Дагестанской правды» – выверенный, формирующийся в строгой документалистике, парирует скептикам убедительными фактами, привлекая к себе потребителя массмедиа, черпающего «живое слово», будь то в печатном или сетевом издании. Ее информативный фон не статичный, а скорее динамичный, и, будучи государственным, сохраняющим объективную позицию, для равновесия «ДП» прибегает к независимым экспертам, аналитикам, точка зрения которых порой разнится с общепринятой, но находит спрос в соцсетях, что свидетельствует о том, что газета, несмотря на правительственную «официозность», успешно конкурирует с уже прочно закрепившимися в информационном пространстве новостными блогами, посещаемость которых можно считать стабильной, востребованной молодым поколением, на которое делает ставку каждое СМИ. Ориентируясь на спрос информации, позволяющей быть проводником современных технологий, тех же социальных сетей и мессенджеров, газета расширяет границы виртуального пространства, отдавая предпочтение и равноудаляясь в самые популярные из них.
Ватсап, вайбер, телеграм, инстаграм, скайп, дискор – число их растет. А значит, увеличивается нагрузка на СМИ, чей контент в жесткой конкуренции расширяется и от оперативности которого зависит успешность издания, его мобильность, увеличивающаяся с невероятной скоростью. Приходится выживать в условиях информационного натиска и конкуренции. Да, это трудно. Но газета меняется, отвоевывая свое место в медиапространстве. Многие независимые блогеры соглашаются с тем, что СМИ в сегодняшних реалиях – это не только информационный «свежак», но и, что немаловажно, пропаганда традиционных ценностей, обращение к духовно-нравственным идеологемам, которых придерживается даже самое продвинутое информационное мировое сообщество. Можно сказать, что потребители контента «Дагестанской правды» разбросаны по всему миру, причем среди читателей не только этнические дагестанцы, но и те, кто познает удивительный край, путешествуя с помощью газеты по уникальным туристическим тропам, знакомясь с древней культурой, искусством народа, отдавая ему предпочтение. Иначе как объяснить, что даже во времена, когда мир переживает пандемию, спрос на дагтуры растет как по линии внутреннего туризма, так и внешнего.
Многолетний опыт, эксклюзивный подход к тематике экономических, политических, культурных новостей, материалов, точка зрения самого журналиста рождают тот самый продукт, что востребован различной возрастной аудиторией, социальными группами. Производственная цепочка не позволяет редакционному коллективу существовать в привычных, наработанных стандартах. Скорее, у журналистов появляется азарт, возникает желание расширять рамки современного издания, с одной стороны, бережно сохраняющего традиционные представления, на которые ориентируется зрелый читатель, с другой – органично вливаясь в интернет-пространство и прибегая к возможностям универсальной журналистики, органично сочетающей консервативное мышление с цеховой модернизацией. Может, это один из парадоксов, синтез переработанной журналистики, симбиоз контента, производящего еще более эксклюзивный, авторский продукт, завязанный на некой оригинальности, том особом почерке, что запоминается, заставляет вчитываться в самую разнообразную постоянно обновляющуюся тематику, отвечая на вызовы времени, и если не конкурируя, но приближаясь к скоростному Интернету, опережающему все на свете.
Интернет-коммуникации дают возможность использовать новшества, и не только технологические, но структурирующие, то есть, что особо ценно, отличные от общепринятых. Остаются ли в этом случае госСМИ свободными? Ответ на этот вопрос зависит от того, насколько они приближены к требованиям учредителя и, что важно, самоорганизованы в партнерских взаимоотношениях. Ответ кроется в их объективной неприглаженности, диалоге — конструктивном, взвешенном, убедительном. Существует ли готовая формула управления контентом или современный информационный мир вносит свои коррективы? Пожалуй, никогда не было так трудно разобраться в сумасшедшем техническом прогрессе, который словно с цепи сорвался, и уж тем более предугадать каждый последующий его виток – это практически невозможно. Очевидно, развитие телекоммуникационных технологий чревато появлением многочисленных информационных каналов, создающих все новые виды технологий, максимально приближенных к интерактивным.
Да, приходится признавать, что цифровизация, как неотъемлемая, составная часть будущего массмедиа, предоставляет неограниченные возможности, чтобы выстраивать все более совершенные информационные модели. Поговорим как-нибудь и об этом. А пока газета вошла в десятку самых цитируемых изданий по версии «Медиалогии». Это говорит о том, что мы на верном пути. Значит, надо идти дальше, совершенствуя, модернизируя саму природу журналистики.