X
07:28 02.10.2008

Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе

Северный Кавказ – это один из самых многонациональных и многоконфессиональных регионов России, регион контакта многих этносов и культур. Еще более многонациональным регион стал после образования Южного федерального округа.

Ныне территория округа занимает 3,5 процента территории России и составляет 589,2 тыс. кв. км, численность населения более 21,5 млн человек (14,3 % населения РФ). В состав Южного федерального округа входят 8 республик, 2 края и 3 области. Здесь проживают представители более ста народов, принадлежащих к различным языковым группам и исповедующих все мировые религии. Северный Кавказ является одним из наиболее густонаселенных регионов страны (50 человек на кв. км), здесь население в последнее десятилетие не уменьшилось, а возросло. Регион имеет для России не только геополитическое и геостратегическое, но и важнейшее экономическое значение. Округ занимает одно из ведущих мест в РФ по культурно-образовательному и научному потенциалу.

В то же время Северный Кавказ – самый сложный регион РФ с точки зрения социально-экономического развития, осуществления государственного управления, а также обеспечения национальной безопасности.

Сегодня среди ученых, политиков идут дискуссии о переосмыслении геополитической значимости Северного Кавказа в связи с тем, что геополитическое положение в регионе приобретает новую конфигурацию.

На протяжении почти двух столетий Кавказ в основном находился под геополитическим контролем России. С распадом Советского Союза на Кавказе образовался так называемый «геополитический вакуум», который способствовал развитию дезинтеграционных тенденций.

Сегодня этнополитическая ситуация на Северном Кавказе характеризуется наличием вооруженных конфликтов, ростом преступности, попытками реализации различных форм сепаратизма и т.д.

Несмотря на укрепление федеральной власти, в регионе продолжают действовать различные конфликтогенные факторы.

К ним можно отнести:

— противостояние общественных движений адыго-абхазской и тюркоязычных групп народов (лидерами являются Международная черкесская ассоциация и межрегиональная общественная организация «Алан», объединяющая карачаевцев, балкарцев и осетин, а также созданный 2 июля 2005 г. «Конгресс карачаевского народа»);

— конфликт осетинских и ингушских общественных движений;

— создание ваххабитских общин в республиках Северного Кавказа;

— радикализация отдельных («коренных») национальных движений и казачества по отношению к общественным объединениям мигрантов из республик Северного Кавказа.

Есть и еще один тип общественных объединений, отличающихся тем, что они не зарегистрированы в соответствии с законом. Это могут быть как этнические (националистические), так и религиозные (сектантские) сообщества. Но отсутствие юридического статуса, например, у националистической организации скинхедов или общины ваххабитов не означает, что их деятельность парализована.

Этнотерриториальные конфликты

Создание национально-государственных и национально-территориальных образований в 1920-1930 гг., многочисленные их реорганизации привели к претензиям одних этнических групп к другим, часть из которых вылилась в затяжные этнотерриториальные конфликты. Пик этнотерриториальных противостояний пришелся на конец 1980-х и 1990-е гг.

Осетино-ингушский конфликт – первое в России вооруженное этнотерриториальное противостояние, в которое фактически были вовлечены официальные органы власти двух республик.

Большая часть этих конфликтов к середине первого десятилетия XXI в. находится в скрытом или «замороженном» состоянии, вследствие чего сохраняются угрозы и риски стабильности как всего региона, так и его отдельных частей. Переход от «замороженного» состояния к удовлетворяющему требует значительного времени и усилия не только Федерального центра, но и самих участников противостояния.

Террористические акты на Северном Кавказе

Количество терактов в ЮФО составляет 84% от общего по России. За последние полтора года в Южном федеральном округе задержано 1736 лидеров и активных участников незаконных бандформирований и выявлен 61 факт создания организационных преступных группировок, что составляет одну пятую выявленных по России.

Чеченская Республика – далеко не единственное место, где совершаются террористические акты и действует сетевая террористическая структура. Зоны интересов и ритмы террористической активности на Северном Кавказе расширяются, угрожая безопасности не только Чечни, но и Ингушетии, Дагестана, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Ставропольского края.

В Дагестане только в первую половину сентября 2008 г. от рук террористов погибло 10 сотрудников правоохранительных органов и 11 боевиков убиты при оказании вооруженного сопротивления в момент задержания. 

Проблемы  федерализации республик

В июле 2008 г. в Екатеринбурге состоялся Международный съезд лезгинских народов. В принятых на съезде документах ставится вопрос о возрождении лезгинской государственности и создании суверенной республики Лезгистан. Эти идеи прежде всего исходят от лезгинского национального движения «Садвал».

Вопросы о федерализации Республики Дагестан и создания Кумыкской Республики ставит и кумыкское народное движение «Тенглик». Практически руководство этих движений встало на путь конфронтации с органами государственной власти республики, прибегая к неконституционным формам и методам борьбы.

Общественно-политическая организация «Бирлик» (Единство) также преследует цель объединения ногайского народа, разделенного между Ставропольским краем, Дагестаном, Астраханской областью, Карачаево-Черкесской и Чеченской Республикой. В Уставе общества ногайского народа «Бирлик» сказано: «Бирлик» ставит целью демократическими методами способствовать единению ногайского народа и созданию своего национального образования в составе РФ».

Подобные проблемы ставились в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

Следует признать, что полиэтничность Северного Кавказа – это важнейший фактор политических процессов, с которыми необходимо считаться. Но не только считаться, а с помощью этнополитического мониторинга просчитывать перспективы и варианты дальнейшего развития, на федеральном и местном уровне принимать продуманные законы и решения, которые будут способствовать деэтнизации политики и деполитизации этничности и религии как главного фактора предупреждения этнополитических конфликтов и стабилизации общественной жизни.

Достаточно сложной остается религиозная ситуация в республиках Северного Кавказа. После распада СССР в регионе распались Духовные управления мусульман (ДУМ), возникли самостоятельные ДУМ, часто образованные по этническому принципу, представители духовенства на первых порах устремились во власть, возникли религиозно-политические партии, проповедующие националистические и экстремистские лозунги.

Серьезной проблемой региона стали столкновения между мусульманами традиционного толка и т.н. ваххабитами, представляющими реформистские направления в исламе, распространившиеся на Северном Кавказе в 90-е гг. ХХ в. Особенной остроты этот внутриконфессиональный конфликт достиг в Дагестане. В 1995-1999 гг. это противостояние не раз выливалось в вооруженные столкновения на территории Буйнакского, Цумадинского, Хасавюртовского районов и города Махачкалы. События в Нальчике в октябре 2005 г. еще раз показали опасность религиозного экстремизма.

В северокавказских республиках были приняты правовые нормативные акты в отношении ваххабизма. Ваххабизм находится под запретом в республиках Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. Ваххабиты Северного Кавказа так же, как их предшественники на Аравийском полуострове, заняли непримиримую позицию в отношении всего, что они считают новшеством в исламе. Ваххабиты на Северном Кавказе, безусловно, несут определенный дестабилизирующий заряд в силу не только экстремистского характера своего учения, но также и в силу сложившейся в регионе в последние годы сложной экономической и политической ситуации. Массовый приток в ваххабитскую общину произошел в самых неблагополучных республиках Северного Кавказа – Чечне и Дагестане. Ваххабизм сегодня стал удобной идеологической платформой для целого ряда деструктивных сил, которые действуют на Северном Кавказе. В руках государства есть важнейшие рычаги, умелое использование которых могло бы позволить сузить социальную базу фундаментализма. В первую очередь – стимулирование экономического развития региона. Живущий в благополучии человек не пойдет на экстремизм. Если вернуть Северному Кавказу былое его благополучие, исторически присущую духовность и нравственность, то можно будет надеяться, что здесь наконец-то утвердится долгожданный мир и спокойствие.

Проблемы безработицы  и их решение

Экономическое положение в ряде субъектов ЮФО, в первую очередь – в республиках осложняется неблагоприятной ситуацией на рынке труда. На начало 2006 г. на учете в органах занятости федерального округа состояло 632,6 тыс. безработных (34,5% от общероссийской численности безработных). Пособие по безработице получали 512,3 тыс.человек.

Высокий уровень регистрируемой безработицы обусловлен относительно высоким уровнем естественного прироста населения, недостаточным вводом новых рабочих мест и сокращением численности работающих.

По международным статистическим данным, в стране 5 млн. безработных. Едва ли не самая низкая занятость и доходы на Северном Кавказе. Существует тесная зависимость: чем больше безработицы, тем больше экстремизма, терроризма и национализма. На наш взгляд, в отношении северокавказского региона речь должна идти о создании механизма «откачки» избыточных трудовых ресурсов в другие регионы России. Именно здесь кроется самый тугой узел. Сегодня в стране не существует реальных механизмов, стимулирующих отток незанятых рабочих рук из республик Северного Кавказа, но даже те кавказцы, которые пытаются самостоятельно решать эту задачу, наталкиваются на стену этнофобии, оказываются в ситуации повсеместной войны «своих-чужих», «наших-ненаших».

Выражением реального состояния этнополитического бытия современной России стали события в карельском городке Кондопога. Ситуация такова, что «Кондопога» стала характерным явлением во многих уголках страны. Об этом говорят примеры из жизни Воронежа, Санкт-Петербурга, Самары, Астрахани, Сальска, Краснодарского и Ставропольского краев. Острейшим вопросом российских реалий стал вопрос о «генеалогии лица кавказской национальности».

Мне кажется, что настало время, чтобы на уровне Федерального центра рассмотреть и решить проблемы безработицы и трудоустройства граждан из республик Северного Кавказа, если мы хотим становления единого российского гражданско-политического сообщества.

Внешняя угроза

Среди дестабилизирующих факторов на первое место следует поставить внешнюю угрозу. Северный Кавказ в силу своего геополитического значения является объектом геополитических устремлений разных, часто противостоящих друг другу сил. Нестабильность региона – удобный повод для вмешательства мировых держав на постсоветское пространство и оттеснения России. Усилиями США и НАТО сегодня Украина и Грузия противопоставлены России.

События в Южной Осетии показали, насколько опасна милитаризация Грузии и как легко может быть использована грубая сила против собственных граждан, граждан РФ. Российско-грузинские отношения в постсоветский период носят весьма напряженный характер. Грузинское руководство, неуклонно ориентируясь на США, Запад и НАТО, совершило вооруженный разбой в Южной Осетии. Только вмешательство нашей страны и достойный отпор, данный Россией до зубов вооруженным американским оружием воякам господина Саакашвили, спасло народ Южной Осетии от полного уничтожения.

События в Южной Осетии, политика грузинского руководства, а также реакция западных стран, особенно США, свидетельствуют о том, что сегодня на Кавказе вновь проверяется способность России быть мировой державой, отстаивать свои стратегические интересы, обеспечить стабильность и процветание на своей территории. Терять Северный Кавказ Россия не имеет права, ей не надо опасаться обвинений зарубежных центров, НАТО, США и их сателлитов.

Некоторые страны из своих геополитических интересов окрашивают в разные цвета территории, расположенные все ближе и ближе к российским границам. Известный американский политолог С. Хангтинтон утверждает, что Россия является «страной, предназначенной для разрыва. Это означает, что ей предопределено стать ареной самых жестоких конфликтов и противоречий, которые должны привести к расчленению в новые геополитические блоки».

Бывший премьер-министр Великобритании Мейджор так цинично определил судьбу России и ее субъектов: «Задача России… – обеспечить ресурсами благополучные страны. Но для этого им нужно всего пятьдесят-шестьдесят миллионов человек».

Еще жестче высказался кандидат в президенты США Джон Маккейн, призывая признать как самостоятельные государства Дагестан, Чечню, Ингушетию и др. республики Северного Кавказа.

В  2000 году Президент В.В. Путин начал административно-государственную реформу, основной задачей которой явилось усиление вертикали власти. Были созданы федеральные округа, введен штат полномочного представителя Президента РФ в округах. Круг задач, решаемых федеральными округами, был широк. На руководство ЮФО были возложены многие вопросы, в т.ч. в его функции вошел надзор за проведением антитеррористической операции в республиках Северного Кавказа, участие в решении осетино-ингушского конфликта, пресечение антиконституционных действий отдельных региональных лидеров, борьба с такими особо опасными преступлениями, как теракты, похищение людей, политические убийства.

Была принята Федеральная целевая программа социально-экономического развития «Юг России». В ЮФО была образована специальная комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Комиссия по делам национальностей Государственной Думы ФС РФ, лидеры общественных объединений, ученые и руководители регионов в течение последних лет выдвигают предложение о создании Общественной палаты национальностей при Государственной Думе РФ. Однако эта инициатива остается открытой. На наш взгляд, с упразднением Министерства по национальной политике РФ эта ниша осталась во многом незаполненной. В.В. Путин в свое время предложил создание Министерства по вопросам регионального развития и национальной политики. К сожалению, это предложение только частично реализовано. Создано Министерство регионального развития РФ. У этого министерства много других серьезных забот.

Государственная национальная политика, особенно в таком многонациональном и многоконфессиональном регионе страны, как Северный Кавказ, не будет реализована без координирующего органа деятельности этнополитических проблем регионов и страны в целом. Отсутствие системного мониторинга этнополитической ситуации в субъектах РФ бумерангом отражается как на проблемах ликвидации межэтнических конфликтов, так и на создании атмосферы мира и согласия в регионе.

Такова в общих чертах общественно-политическая ситуация на Северном Кавказе.

Для России важно сегодня формирование совершенно новой политики на Северном Кавказе для решения проблем региона, профилактики экстремизма, терроризма, реализации важнейших экономических задач в области национально-культурного развития народов.

Доверие и открытость, уважение и готовность понять друг друга должны стать нормой отношений между всеми народами. Богатейшая история и культура народов Северного Кавказа, уходящая корнями в глубь веков, – фундамент для этого. Недаром народная мудрость гласит: «Дерево может жить без ветвей и листвы, но, потеряв корни, оно умирает». Помня опыт прошлого, надо думать о России сегодняшней, желая ей Славы и Величия.

(Статья публикуется в сокращении)
 

Статьи из «Общество»

Больше камер!

31
Комплексов и камер видеонаблюдения и фиксации правонарушений в сфере дорожного движения...

Каким будет Избербаш будущего

43
Избербаш – уютный город у моря, привлекающий удобными песчаными пляжами, целебными...

Пристегнуть ремни

4
Сегодня в России отмечается День государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Было это в Белоруссии

5
Шел 1944-й год. На фронте и в тылу все более явственно чувствовалось приближение победы над...

Человек, патриот, учёный

8
В читальном зале краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова в Махачкале организована выставка «Человек, патриот, ученый»,...

Флаг на вершине

19
Вот уже восьмой год я устанавливаю на горной вершине, что напротив родного аула Тинди...

Фейковые войны: сосуд, наполненный огнем

28
Фейковые войны, сравнимые по силе воздействия с...

Гараж и коррозия

18
Любой автовладелец мечтает о гараже. Казалось бы, гараж – идеальное место для хранения...

Украсть за 60 секунд

11
Несмотря на усилия правоохранительных органов, статистика угона машин не идет на спад. В...

Как заказать авто из Китая?

17
Известно, что покупка автомобиля напрямую из Китая может ­сэкономить до 30 % от цены...