Справедливость закона – гуманность суда
В очередной раз доказали, что «Дагестанская правда» защищает интересы каждого читателя, каждого жителя республики, обратившегося к нам за помощью, когда жизненные вопросы граждан в отраслевых ведомствах решения не находят. Более того, хамство, наглость и безответственность становятся нормами негласного закона.
Такого, как, например, этот, растиражированный в нескольких российских медицинских учреждениях, запечатленный пользователями соцсетей, вызвавший бурю негодования. «Уважаемые! Вы здесь не клиенты, а пациенты! Вам оказывают не услугу, а медицинскую помощь! И прав здесь всегда врач и другие медработники!». Это – клятва Гиппократа в современной редакции.
У этого античеловеческого «документа» есть только одна статья и такой же одиночный пункт: прав барин! Не согласен – выйди вон и не смей хлопать дверью! Памятка как нельзя лучше даёт определение отношению современных эскулапов к своим обязанностям. Вывод напрашивается сам собой: будь ты, уважаемый, клиентом, был бы прав. А если хочешь получить не медицинскую помощь, а услугу – приходи ко мне через час в частную клинику. Там ты встретишь совершенно другого человека. Поставим на ноги, обласкаем, дадим гарантию на услугу. И не услышишь ты от нас ни одного грубого слова. Зуб даём! От пациента, обратившегося за медпомощью, остался: уходя, с врачом стал спорить, зубы так сами и посыпались.
Так выходит, что между пациентами и клиентами есть значительная разница. Не в том ли она заключается, что пациенты пожаловаться не могут? Должны полностью доверять и не ставить под сомнение решение врача, который всегда прав? Нет. Так не годится – мы доказали!
История «болезни»
Рядовое посещение пациентом (!) Республиканской офтальмологической больницы им Х.О. Булача в Махачкале вылилось, как известно, в из ряда вон выходящее громкое судебное разбирательство, инициатором которого стала главврач медучреждения. Напомним, Лариса Гафурова по факту публикации в нашей газете материалов, рассказывающих о ее неподобающем отношении к одной из пациенток-инвалидов, обратилась в суд с иском к «Дагестанской правде». Требования истицы Ленинский районный суд Махачкалы удовлетворил частично, обязав газету выплатить моральную компенсацию в сумме 100 тысяч рублей.
Как и полагается, требования суда редакция исполнила, но оставила за собой право не только высказаться о произошедшем, но и добиться справедливости в решении дела, обратиться в Верховный суд Дагестана с просьбой принять публикацию «Фемида ля комедия» к сведению. Стоит сказать и о том, что дочь слепого инвалида – женщины, принятой в больнице, мягко говоря, не по-человечески, – также обратилась в Верховный суд об отмене ранее принятого решения.
Забегая вперед, скажем, что решение первых двух инстанций ВС отменил, отправив дело на повторное рассмотрение, о чем мы уже сообщали. Рассматриваем ли мы заключение Верховного суда как победу? Безусловно. Но все же, думается нам, стоит пояснить, почему решили продолжить тему. Причин, по сути, три. Во-первых, мы создали прецедент, доказывающий, что судебная гуманность и справедливость – это не миф. Во-вторых, доказали, что «четвертая власть» в лице «Дагестанской правды» была, есть и будет непредвзятым и справедливым помощником для людей. В-третьих, есть необходимость рассказать, как отреагировали на нашу просьбу обратить внимание на происходящее общественники, депутаты, чиновники, сами врачи.
Отписка как рецепт
Лишь треть из шестнадцати адресатов, получивших наше обращение, отреагировали на него не только незамедлительно, но и выразили готовность целиком и полностью поддерживать СМИ в их стремлении диагностировать и лечить болезни общества. Руководство республики, заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ Ильяс Умаханов, Совет старейшин Дагестана, сотрудники Хасавюртовской ЦРБ (откуда и началась история с маршрутизации больной), Территориальный орган Росздравнадзора по РД дали справедливую оценку произошедшему, выразили готовность к сотрудничеству и взаимоподдержке. Отдаем должное им всем и выражаем благодарность за понимание и участие в вопросах решения проблем обычных граждан.
Готовы к участию и в региональном Минздраве, но как-то по-своему. В ответ на наше обращение профильное министерство сообщило, что не вправе комментировать деятельность судебной системы (хотя мы и не просили этого делать, а лишь прокомментировать поведение некоторых подчиненных ведомства). Минздрав заверил нас, что (цитата) «заинтересован в защите прав граждан, повышении доступности и качестве медицинской помощи в Республике Дагестан». А еще попросил редакцию обо всех обращениях в газету граждан, столкнувшихся с проблемами при оказании медицинской помощи (сейчас – внимание!), сообщать на «горячую линию» министерства». Даже телефон указал. И обязался предоставлять информацию по готовящимся публикациям в газете после отправки редакцией соответствующего запроса…
Довольно сложный каламбур, но уж как есть. Ответим. Заинтересованность в защите прав граждан, повышении доступности и качестве медицинской помощи в Республике Дагестан проявили как раз мы, когда выяснилось, что на предмет некорректного отношения со стороны сотрудников клиники с посетительницей Калимат Темирхановой никто из представителей Минздрава так и не побеседовал. Приказом министерства по факту наших публикаций была проведена служебная проверка. И вот к какому выводу пришли проверяющие: представленные в РОБ от Темирхановой документы были оформлены ненадлежащим образом в Хасавюртовской ЦРБ. А почему они были оформлены неправильно? Этим вопросом в министерстве почему-то так и не задались. Хотя стоило бы.
«Горячая линия», на которую нам советуют обращаться, у нас и своя есть. Журналисты редакции – не телефонные диспетчеры, перенаправляющие информацию. Мы не обслуживаем клиентов или пациентов, не делим обращающихся на категории, потому что видим в каждом человека.
И третье. Уважаемые коллеги, «Дагестанская правда» – ежедневник, говорящий о процессах, происходящих здесь и сейчас. Ждать ответа на запрос, который, как известно, дает адресату право ответить на него в течение месяца… Тут уж простите. Мы не «скорая помощь», конечно, но привыкли быть оперативниками в своем классе.
А вот кто удивил по-настоящему, так это народные депутаты. На наше обращение в Комитет по здравоохранению и социальной политике НС РД ответ пришел от Комитета по межнациональным отношениям, делам общественных и религиозных отношений, переправившего нам тот самый ответ Минздрава РД. Как это понять? Мы не указывали на проблему разжигания межнациональной розни или оскорбления религиозных чувств, а говорили о нездоровом отношении к больным.
Выписка
Мы уже говорили о том, что нет ничего опаснее, чем судебные и врачебные ошибки. И сейчас речь не конкретно о нашем случае судебного разбирательства, речь в целом о системе взаимоотношений между ведомствами, ответственными за судьбу и здоровье граждан, и простыми людьми. Но так уж сложилось, что как раз простой человек остается беззащитным перед той самой системой. И в этом случае он пользуется общественным рупором, обращается в газету, чтобы быть услышанным, понятым, ждет справедливой и адекватной реакции на возникшие жизненные сложности. Выходит, что ждет не зря. Доказали и это.
И ещё хотелось бы сказать вот о чем. Конечно, нам рано ставить жирную точку, поскольку повторное рассмотрение дела еще предстоит. Но именно благодаря этому этапу разбирательства стало очевидным главное — к чему мы, журналисты и ваши преданные друзья, уважаемые читатели, стремимся: к объективности и справедливости.