Софья Муртазалиева и Евгения Лысенко — бортпроводницы авиакомпании «РусЛайн». Моя беседа с девушками состоялась спустя 15 минут, как суперджет, на котором они летели из Санкт-Петербурга, приземлился в аэропорту «Уйташ». Полет продолжался более трех часов. Евгении лететь обратно в 22 часа, Софья заступит на вахту через день.
Женя в профессии с 2001 года, Софья – 2004-го. Начинали свой трудовой путь в авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана», но бортпроводницами стали не сразу. У С. Муртазалиевой, например, высшее экономическое образование, а Е. Лысенко по образованию медсестра.
— Закончила Махачкалинскую школу №33 и поступила на экономический, но потом стала понимать, что-то идет не так, и перевелась на заочное, поступила на курсы стюардесс в Москве, — рассказывает Софья.
— А я, закончив школу №2 им. Назарова в Каспийске, поступила в Ставропольский медицинский колледж, по профессии работала 4 года. Поняв, что это «не мое», пошла в бортпроводницы.
Мои собеседницы рассказывают, чтобы быть бортпроводницей, нужно иметь хорошее здоровье, пройти медицинско-экспертную комиссию, только потом смотрят на внешние данные. На стюардессу можно учиться до 35 лет. Важно и желание работать в этой отрасли.
Трудно пришлось, когда ликвидировали «Авиалинии Дагестана». Работу долго искать не пришлось. Узнав, что московская авиакомпания «РусЛайн» открывает филиал в Махачкале и набирает стюардесс, девушки пришли туда. Но к работе приступили не сразу. Пришлось переучиваться, чтобы летать на зарубежных судах.
И сегодня для этих девушек подниматься через день на высоту 10 тысяч метров стало уже обычным делом.
Выполняя свои служебные обязанности, я не думаю о том, страшно или нет. Пассажиры — это и есть наша работа. Поэтому, как только трап отгонят от лайнера, стараемся все сделать, чтобы пребывание пассажиров в салоне самолета было удобным и комфортным. Наша главная задача – обеспечить их безопасность.
Этим хрупким девушкам надо проследить, все ли на своих местах и нет ли подозрительных предметов, вовремя предложить чай, кофе, а в случае необходимости оказать первую медицинскую помощь, хотя, по их словам, с серьезными случаями в этом плане (тьфу- тьфу) не сталкивались.
— Иному пассажиру чаще всего просто нужно чуть больше внимания, чем остальным, отвлечь от страха. Может, ему и не плохо, но от того, что я ему дала подышать кислородом, проявила внимание, ему становится легче, — говорит Евгения.
К самим же себе стюардессы проявляют максимум требовательности. Всегда нужно выглядеть на «все 100», хорошо высыпаться и не опаздывать на работу. Не всегда удается посмотреть новый город — день проходит в предполетной подготовке или послеполетной работе. Такое выдается только в выходные.
Мама Евгении до сих пор переживает за каждый полет дочери.
А мама Софьи к избранной дочерью профессии относится без особых эмоций — сама проработала всю жизнь на железной дороге. Софья говорит, что своего подрастающего сына хотела бы выучить на летчика: эта профессия, по ее словам, воспитывает ответственность, пунктуальность.
Каждые 2 года бортпроводницы проходят курсы повышения квалификации. Мои собеседницы уверяют, что не собираются менять профессию: «Будем работать, пока позволяет здоровье». Они не жалеют, что связали свою жизнь с авиацией. По их мнению, самый большой плюс в их профессии – возможность узнавать что-то новое. «В ней всегда присутствует романтика. К тому же всегда интересно общение с людьми, посмотреть на нашу Землю сверху, увидеть грозовые облака», — говорят девушки.
Наида Гусейнова бортпроводницей проработала всю жизнь, сейчас продолжает трудиться в отрасли, но уже на земле. На вопрос, как попала в бортпроводницы, отвечает, что с детства еще мечтала ею стать, но, окончив школу, поступила в Театральный институт им. Ш. Руставели в Тбилиси.
— На протяжении пяти лет, что училась, меня тянуло к самолетам. И так вот и притянуло, — шутит Наида Гусейнова. – Попала в Ростов-на-Дону, где и осваивала профессию бортпроводницы.
В 1988 году вернулась на родину и устроилась в «Авиалинии Дагестана». Сразу «вошла» в профессию и вскоре закончила заочно Академию гражданской авиации. Стюардессой работала до 2011 года.
— После авиации работать в другой отрасли непривычно и тяжело. Да и вся моя трудовая жизнь прошла здесь. Так и осталась работать в отделе перевозок в аэропорту, — говорит она. — Стюардесса – профессия непростая. От женщины она требует не только хорошо выглядеть, но и «оставить настроение дома», быть готовой к общению с пассажирами. Все-таки с нами летало 160 человек. И к каждому нужно найти индивидуальный подход. Есть пассажиры, которые боятся, есть те, кто чем-то недоволен. Ситуации бывали разные, — вспоминает она. — А летать было не страшно. Я всегда была уверена и спокойна. Были моменты и нестандартные, но у нас экипажи подготовленные, — с гордостью отмечает она.
Наида Гусейнова говорит, что сначала профессия бортпроводницы может показаться романтичной, но когда столкнешься с перепадами давления, изменением климата и часовых поясов, понимаешь, что здесь не все так просто.
— Эта профессия настолько затягивает, что менять ее уже невозможно, — говорит она.
За время работы Наиде Гусейновой удалось облетать не только всю страну, но и побывать за рубежом, даже в сердце Африки, работала и рядовой стюардессой, и бортпроводницей в бизнес-классе.
Наша беседа пришлась на День семьи, любви и верности, поэтому я попросила мою собеседницу рассказать о своей семье, ведь она воспитывает троих приемных детей.
— Двоих детей я взяла с пеленок из роддома, сейчас девочке будет 13 лет, мальчику — 12. Планировала сначала взять одного ребенка, но, когда посмотрела в глаза малышки, подумала: неужели ей придется расти без брата или сестры? Пока я на работе, за ними присматривает няня, но они уже и сами прекрасно справляются по дому. Воспитываю детей одна, и с тех пор, как не летаю, денег не хватает. – Наида Гусейнова живет на съемной квартире. – Но все равно не жалею, что стала приемной матерью. Переживем, — с оптимизмом заключила она свой рассказ.
Я попросила Наиду Гусейнову вспомнить о своих коллегах. Она назвала Айну Алиеву, Сарат Ганапиеву, Саадат Магомедову, дочь легендарного Махача Омаровича Магомедова, работавшего начальником авиационно-технической базы, Ларису Мурадову, Марину Ростопшину, Диану Магомедову, среди них есть и те, кто летает на чартерных рейсах бизнес-класса.
Когда работали «Авиалинии Дагестана», в республике насчитывалось более 80 бортпроводников. После ликвидации авиапредприятия почти 50 процентов из них смогли трудоустроиться в российских и зарубежных авиакомпаниях — дагестанские бортпроводники считаются специалистами с хорошим уровнем подготовки. Вот и доказательство: на всероссийском конкурсе бортпроводников одна из наших бортпроводниц завоевала приз зрительских симпатий.
В течение дня в аэропорт «Уйташ» приземляется до пяти самолетов. Один из них – авиакомпании «Победа». Самолет компании стоял в Махачкале недолго, чуть больше часа. Но о некоторых тонкостях профессии все же удалось узнать у старшего бортпроводника экипажа Марии Богдановой.
Стюардессой Мария работает с 2008 г. 8 июля девушка отметила 8 лет в профессии. Сначала был факультет иностранных языков.
— Уже тогда, на вступительном экзамене, я написала сочинение о будущей профессии, почему-то выбрав профессию бортпроводницы. В нее тянуло так, что не хотелось сидеть на месте. Говорят, каждый рейс одинаковый. Неправда. Каждый рейс – разный, и каждый пассажир – разный. Очень много разных людей, очень много лиц. Родителям я иной раз говорю: за один день побывала в Москве, Сочи, Нижневартовске, причем по два раза, — рассказывает о своей профессии Мария.
«Победа» — это пятая авиакомпания, в которой работает Мария Богданова стюардессой. Вначале была «S7 Airlines», затем «Авианова», «Колавиа», «Low-Сost», «Ай флай» (чартерная авиакомпания).
На вопрос, нравится ли ей Дагестан, отвечает: «Все замечательно: горы, море».
По ее словам, чтобы быть хорошим бортпроводником, надо обладать стрессоустойчивостью, быть готовым к смене обстановки, доброжелательным и терпеливым человеком, любить людей.
— Мы работаем для пассажиров, поэтому надо быть открытым человеком, — подчеркнула она.
— Что ж, удачи! Счастливого пути в Екатеринбург!