Строгая красота и гармония

A- A+

Ирина Семеновна Шихшаева из Дербента уже много лет собирает фарфор с ручной кобальтовой росписью: чайники, сахарницы, блюда, масленки, лампы, пудреницы, подсвечники, вазы, часы... Изящно и тонко вылепленные, аккуратно расписанные витиеватыми узорами фигурки делают умельцы из подмосковного села Гжель. Михаил Ломоносов, искавший секрет фарфора и изучавший гжельские глины, писал: «Едва ли где на свете есть глина столь же чистая и без примешения, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее».

– Ирина Семеновна, а что значит гжель лично для вас?

– С этим словом у меня ассоциируются строгая красота и гармония, светлая сказка и быль. В эти удивительные по своей красоте произведения декоративно-прикладного искусства мастер вкладывает частичку своей души. Они узнаваемы по белоснежной поверхности и ярко-синим рисункам. Словно всю небесную синь впитали в себя диковинные узоры и причудливые орнаменты прекрасных цветов и чудесных птиц.

– В Советском Союзе гжель была брендом. Лучшие художники придумывали необычные сервизы, шкатулки, статуэтки…Фарфор с нарядной синей росписью и сегодня известен не только в России, но и за ее пределами…

– И это неудивительно. Гжельские изделия так красивы, что не могут не привлечь к себе ценителей прекрасного богатой фантазией и мастерством их создателей.

– Расскажите, пожалуйста, об истории происхождения гжели. Откуда пошло само это название?

– Есть несколько версий. По одной – Гжель имеет прибалтийские корни, по другой – название произошло от самого промысла. Так как любое керамическое изделие жгут или обжигают, все производство стали называть жгелью – словом, обратившимся в гжель в силу свойства простых людей переставлять согласные. Промысел этот существует много веков. Чудодейственная глина русского поселения Гжели всегда привлекала внимание ученых и царственных лиц. Еще в 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ об изготовлении посуды из гжельской глины для аптекарских нужд. Тогда эту глину возили в Москву, где она уже попадала в руки гончаров-умельцев. Позже создать свое фарфоровое производство собирался Петр Первый, опять-таки на базе глины из этого подмосковного села. Великий Ломоносов именно на основе гжельских месторождений создал рецепт фарфора, по качеству не уступающего лучшим иностранным аналогам.

– А когда вы «заболели» гжелью?

– Гжельские изделия собирала еще моя бабушка. Она была просто влюблена в синие переливы замысловатых узоров и передала эту любовь мне. Синий и белый цвета мои любимые, я и при выборе одежды придерживаюсь этих оттенков.

– Бабушкина коллекция сохранилась?

– К сожалению, нет. От нее мне осталась только вазочка для конфет, и я берегу ее как зеницу ока. Признаюсь, сначала я собирала только зверюшек, считая их чем-то вроде талисмана, ну а дальше «понеслось»… Коллекционирую вот уже двадцать лет.

В настоящий момент моя коллекция скульптур гжельских мастеров насчитывает свыше ста тридцати экземпляров. Их было бы значительно больше, но, увы, несколько лет назад подвесной шкаф с фигурками от тяжести рухнул, и многие из них разлетелись на куски.

Не знаю, есть ли у меня коллекционные редкости, но те, кто приходят в мой дом, могут наслаждаться работами таких известных художников, как Наталья и Владимир Бидаки, Анастасия и Игорь Дрезгуновы, Сергей Карпухин, Александр Ларин, Сергей Исаев, Андрей Жигунов.

– Какие экспонаты наиболее вам дороги?

– Конечно же, тот, который достался мне от бабушки. И те, которые дарит муж. В основном он выбирает для меня литературных и сказочных персонажей – даму с собачкой, сестрицу Аленушку, барыню.

– Как вы пополняете свою коллекцию?

– Из каждой своей поездки в Москву (там живет моя дочь) привожу одну-две фигурки. Зная мою страсть к гжели, друзья, подруги, просто знакомые на дни рождения и праздники дарят мне гжельский фарфор. К примеру, один знакомый, узнав о моей коллекции, сделал мне царский подарок – графин в виде колокола. А подруга, которая живет в американском Сиэтле, зная, что по гороскопу я Лев, привезла мне в подарок львенка.

– Вы участвовали в каких-нибудь выставках?

– Никогда не думала об этом. Но на выставках гжели в Москве бывала часто. Знаю, что во Владимире открылся самый крупный в мире музей частной коллекции гжели. Мечтаю побывать в нем. Кстати, одну свою мечту я уже осуществила – два года назад побывала на Гжельском фарфоровом заводе, ведущем свою историю с 1818 года. Приобрела там розетки для варенья, картины, часы.

– Наверняка на заводе вы наблюдали за процессом изготовления гжельского фарфора. Как его производят в наши дни?

– Это очень интересный процесс. Мастер на специальном станке вручную вытачивает гипсовые модели будущих изделий, затем шликер (жидкую глиняную массу) заливают в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. После просушивания изделий их дорабатывают – приклеивают ручки, носики, декоративные детали, затирают швы и неровности. Затем производится утильный обжиг. Следующий этап – политой обжиг или покрытие изделия глазурью. Тогда же производится и роспись. При слиянии подглазурных слоев и глазури кобальт приобретает тот самый знаменитый гжельский синий цвет, превращающий обычную посуду в неповторимое произведение искусства.


Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»