Чтобы струна запела
Казалось бы, находишься в маленькой, уютной мастерской Раджаба Гайдарова (на снимке), а мысленно – в далёком прошлом, где десятилетняя девочка с замиранием сердца слушает народные мелодии в исполнении дедушки Бадрутдина. Хорошо помню его агач-кумуз – он точь-в-точь такой, что держит сейчас в руках Раджаб Багомедович.
В памяти всплывает дедушкин дом. Там музыкальный инструмент висел на самом видном месте в зале в ожидании появления внуков. И так почти каждый вечер наш дуэт с дедушкой разбавлял музыкальными красками долгие зимние вечера.
Мелодия льется, и в памяти узоры детства, – яркого, красивого, беззаботного, пахнущего спелыми фруктами из дедушкиного сада и даргинским чуду, только что испеченным бабушкой.
Раджаб Гайдаров играет так, что гармонично сливаешься с мелодией, забыв обо всем. Звуки инструмента погрузили меня в беззаботное детство, а кому-то другому, кому посчастливилось услышать его игру, возможно, вспомнил своих родителей, друзей или первую любовь.
Заменяя оркестр
Старожил мастерской – агач-кумуз из тутовника, инкрустированный разноцветными пластиковыми кругляшами. Он появился на свет в 1993 году. На полках у педагога и музыканта Гайдарова более 20-ти музыкальных инструментов: грузинский пандури по соседству с аварским пандуром, русская гитара с итальянской мандолиной.
Во время разговора мастер демонстрирует, как они звучат. Замечательно получилось: беседа за чашкой ароматного травяного чая и мини-концерт. Трёхструнный щипковый инструмент способен заменить целый оркестр!
– А где вы обучались игре на агач-кумузе? – спрашиваю Раджаба Багомедовича.
– Научился играть на нем благодаря кружкам художественной самодеятельности, но игре на мандолине, скрипке, аккордеоне отец научил, – он играл на всех инструментах, – рассказывает мастер. – Особый интерес у меня вызывали сложные арабские, грузинские, иранские музыкальные инструменты.
Любовь к народным музыкальным инструментам стала делом всей его жизни, а истоки ее – в детстве. Секреты их изготовления ему также раскрыл отец, Багомед Гайдарович, учитель труда.
Окончив в с. Канасираги Сергокалинского района восьмилетнюю школу, Раджаб Гайдаров поступил на художественно-графическое отделение Избербашского педучилища, где освоил гитару, клавишные. В 1982 году решил продолжить обучение в Махачкале, поступил на худграф Даггоспединститута. После 1 курса молодого человека забрали в армию.
Служил полгода на флоте в учебной части г. Выборга и полтора года в Крыму и Сочи. Отслужив, продолжил учебу. В 1989 году по направлению попал в Избербашское педучилище, начал вести дисциплину «Рисунок и живопись».
Более 30 лет Раджаб Гайдаров посвятил педагогической деятельности и изготовлению народных инструментов. Занимается любимым делом в свободное от основной работы время. С марта занятия в педучилище проходят в дистанционном формате, поэтому сейчас времени стало больше.
Поддержки не было
Свой первый музыкальный инструмент студент 4 курса Раджаб Гайдаров сделал вручную в общежитии в 1987 году, но, увы, агач-кумуз не сохранился.
– Липовую болванку – кстати, эта порода дерева хорошо поддается резьбе – из Буйнакска привез мой друг Ахмед, он во время учебы жил Избербаше, – вспоминает мастер. – Помню, как старательно украшал инструмент, покрывал лаком, чтобы подчеркнуть текстуру дерева и уберечь от влаги, а заодно продлить ему жизнь.
С тех пор руками мастера создано немало музыкальных инструментов. Часто к нему приходят с треснутыми инструментами и просят починить.
Однажды в Избербаш приехал знаменитый кумыкский певец Магомедзапир Багаутдинов, много лет проработавший в Дагфилармонии. Гайдаров подарил ему агач-кумуз и каждый раз радовался, видя, как певец исполняет сарыны под аккомпанемент созданного им инструмента.
Народными музыкальными инструментами интересуются дагестанцы, проживающие за пределами республики. Спрос на них есть у старшего поколения и у тех, кто в музыкальных школах занимается, к примеру, в Сергокале, Маджалисе.
– Мы говорим, что детям надо прививать любовь к национальной культуре, однако мало кто из них слышит ее по-настоящему, – говорит Раджаб Багомедович, показывая на своих внуков, срывающих спелую вишню с дерева. – У нас есть народные артисты, но немногие из них знают настоящую народную музыку, возможности народных инструментов. Конечно, чтобы извлекать сложные, проникновенные мелодии из пандура, учиться надо основательно. Играть на струнных куда сложнее, чем на клавишных, здесь задействованы обе руки. Очень важно, чтобы ребёнок, занимающийся музыкой, сразу начал играть на хорошем инструменте.
У молодежи нет желания учиться, ей неинтересны музыка, искусство. В 90-е годы я просил помочь открыть малое предприятие, которое снабжало бы инструментами все дагестанские музыкальные школы, пытался объяснить, что могу внести что-то полезное в нашу культуру. К сожалению, так и не нашел поддержки.
Важен сорт древесины
Чтобы сделать из обычного деревянного полена деталь инструмента, нужны терпение, усидчивость и талант. Свои мастера по изготовлению музыкальных инструментов были когда-то в каждом селе, сейчас в республике все меньше народных умельцев, которым по силам вырезать добротный инструмент. Важно знать, как правильно обработать дерево, какой толщины должны быть стенки будущего музыкального инструмента, из каких пород сделать его. Качество и сорт древесины существенно влияют на конечный результат. Не так уж много сортов деревьев, пригодных для изготовления инструментов. Поэтому серьёзное внимание к материалам – залог успеха.
Гриф, дека передняя и задняя, лады, колки, верхний и нижний порожек – обязательные атрибуты струнных инструментов. Инструмент практически вырезают из цельного куска дерева. Затем обрабатывают особым составом, ингредиенты которого у каждого мастера индивидуальны и держатся в секрете. И в конце покрывают узором и лаком.
Гайдаров показывает, как из заготовленных деталей собирается инструмент, натягиваются струны. Изготовление пандура может занимать 3-4 дня, а может и больше, все зависит от орнамента (в основном наносится кубачинский), которым украшают инструмент. Пандур вырезают из липы, тополя, ольхи.
– Изготавливать инструменты можно из разных пород дерева, тогда и звучать они будут тоже по-разному, например, агач-кумуз, сделанный из ореха, будет играть громче, чем такой же, сделанный из абрикоса, – делится секретом умелец. – У твердых пород дерева тембр и яркость звучания более выраженные.
Обучиться изготовлению сольных инструментов можно только у мастера, работая вместе с ним. Раджаб Гайдаров в год изготавливает более 30 музыкальных инструментов. Нам, дагестанцам, считает мастер, еще предстоит раскрыть миру удивительные возможности струнных инструментов.