Невиданная для города помпезность свадьбы была продиктована тем, что генерал выдавал замуж последнюю, самую младшую из своих дочерей. Но для горожан, и не только для них, были некоторые шокирующие нюансы в этих торжествах. 15-летняя красавица Сона-ханум выходила замуж за 64-летнего Тагиева. Мало того, средняя дочь генерала Нурджахан-ханум уже состояла в браке с сыном Х.Тагиева от первой жены Исмаилом.
Общественность недоумевала: что было причиной этого явно неравного брака? Миллионы известного не только в Азербайджане, но и во всей России предпринимателя Тагиева? Но генерал Араблинский и сам был богатым человеком — немалый пенсион за 50-летнюю безупречную службу царю и Отечеству, большой каменный дом в Дербенте, огромное имение к югу от Дербента – подарок российского императора – и многое другое. Средневеково-патриархальные устои в семье Араблинских, где слово главы семейства — непререкаемый закон для всех? Но о просвещенном генерале этого не скажешь. Все знали активную общественную жизнь генерала в Дербенте после ухода в отставку. Он и его супруга Биче-ханум были зачинателями и руководителями многих благотворительных акций в старом Дербенте, чего нельзя было сказать о многих других известных семьях города. Неграмотностью и забитостью малолетней невесты? Генерал дал всем своим детям хорошее светское образование. В частности, Сона-ханум получила образование в престижном в то время женском учебном заведении Святой Нины в г.Баку.
Вопросов без ответов по поводу этого брака было много.
Не восприняли этот брак и в семье Тагиева. Сын Исмаил порвал отношения с отцом и в знак недовольства семьей Араблинских разошелся с Нурджахан-ханум.
А что же сама виновница торжества?
Она была счастлива. Как говорили, умудренный жизнью 68-летний боевой генерал дал согласие на этот брак после многих основательных бесед с дочерью. Интеллигент до мозга костей, генерал не мог пойти против воли любимой дочери.
Чем же руководствовалась юная Сона-ханум, идя на этот брак?
Сегодня, по прошествии более века после этого события, зная жизнь и деятельность Сона-ханум как супруги Х. Тагиева, можно смело предположить, что юная девушка сознательно сделала свой выбор. Через старшую сестру она, видимо, знала щедрую на благотворительность натуру Тагиева, его беззаветную любовь и преданность своему народу. Миллионы Тагиева и положение гранд-дамы в высшем свете большого Баку обещали деятельной натуре Сона-ханум возможность активно участвовать в широкой благотворительной деятельности, протягивать руку помощи страждущим. Сона-ханум положила свою юность на алтарь служения своему народу.
Несмотря на огромную разницу в возрасте, брак этот оказался счастливым. Сона-ханум нашла в лице Х. Тагиева любящего и заботливого спутника жизни, а Тагиев — чуткую, заботливую мать пятерых детей, преданную, понимающую его и помогавшую ему во всех его благотворительных начинаниях соратницу. В течение многих лет Сона-ханум бессменно руководила попечительским советом основанного Тагиевым Александрийского женского русско-мусульманского педагогического училища – первой светской школы для девочек-мусульманок и женского учебного заведения Святой Нины, одной из старейших в Баку школ для девочек, в которой в свое время училась сама. Бакинские газеты тех лет часто сообщали о благотворительных вечерах и обедах, акциях милосердия и помощи неимущим, организатором которых была Софья Владимировна Тагиева – так в бакинском высшем свете именовали Сона-ханум. Больницы для бедноты, приюты для сирот, Общество оказания пособия учащимся, Бакинское городское попечительство о бедных, городское попечительство о народной трезвости и многое другое были в сфере влияния Сона-ханум.
В 1917 году грянула революция. В Баку, как и во всей России, начался хаос. Одна власть сменялась другой. Большевики, мусаватисты, моряки-контрреволюционеры, турки, англичане… Наконец, в апреле 1920 года в городе окончательно установилась власть большевиков.
Новая советская власть для семьи Тагиевых, как и для многих других, обернулась страшной трагедией. Все многомиллионное состояние Х. Тагиева было национализировано. Большевиков мало интересовало, что только благодаря своему острому уму, могучей воле и неустанному труду неграмотный сын бедного башмачника сумел нажить свои миллионы. Никто в новой власти не вспоминал, что Х.Тагиев учредил и долгие годы лично возглавлял Мусульманское общество благотворительности и просвещения, что на свои деньги он дал высшее образование десяткам юношей и девушек, в том числе известному большевику, возглавившему советскую власть в Баку, Н.Нариманову, что в созданных им школах на его деньги обучались сотни детей, что в Баку на его деньги были построены 5 зданий театров, в том числе здание первого в Баку оперного театра, что за уникальный, протяженностью более 150 км водопровод Шоллар — Баку платил Х. Тагиев, что тысячи бакинцев зарабатывали на хлеб на его предприятиях, на его деньги были построены больницы, приюты для сирот, мечети и даже православный храм в Баку. Руководители новой власти в Баку прекрасно знали, что Х. Тагиев никогда не руководствовался соображениями личной выгоды, никогда не состоял в политических партиях. Нужды народа были для него главным в его жизни. Народу необходимо было дать образование и культуру, работу и приличный заработок, народ необходимо было накормить, одеть и обуть. И Тагиев сам, по своей инициативе, с неутомимой энергией брался решать все эти проблемы.
Вышедший из самых низов народа и заработавший упорным трудом свои миллионы, Х. Тагиев был для новой власти прежде всего капиталистом, а значит чуждым элементом. Таких надо было, по выражению представителей этой власти, «выжигать каленым железом». И «выжигали» как могли.
Лишившись всего, семья Тагиевых жила на даче в пригороде Баку, в пос. Мадакьяны, оставленным большевиками за Тагиевым. Выбрасывать на улицу семью Тагиевых, как это было сделано со многими другими, большевики не решились: очень высок был авторитет Х. Тагиева среди народа. Но никакой помощи престарелому и уже неимущему Тагиеву не оказывали, поэтому семья жила на деньги, выручаемые от продажи личных вещей, содержала на даче мелкую живность, выращивала овощи.
Но на этом трагедия семьи Тагиевых не закончилась. От всего пережитого у Х.Тагиева случился паралич, и в 1924 году он скончался. Одного из сыновей, бывшего офицера царской армии, революционные матросы застрелили на улице, другого сына арестовали и так долго мучили, что тот сошел с ума. Дочь Сару держали в тюрьме, обвиняя в подготовке покушения на Кирова, руководившего Коммунистической партией Азербайджана. Старшая дочь Лейла из боязни репрессий с семьей тайно бежала в Иран. И хрупкая Сона-ханум не выдержала всех этих потрясений.
В 30-х годах прошлого века жители Баку часто видели на улице странную, болезненную, бедно одетую, с распущенными волосами женщину. Это была Сона-ханум Тагиева, еще недавно одна из самых богатых женщин Российской империи, бывшая гранд-дама Баку, долгие годы олицетворявшая блеск и величие бакинского светского общества. Она всегда ходила по одним и тем же центральным улицам Баку — Торговой, Телефонной, Ольгинской…Она подходила к прохожим и вежливо просила кусочек ткани, лоскут. Многие ее узнавали и, чтобы не обидеть, отдавали носовые платки, салфетки, всегда имевшиеся в любой женской сумочке. Сердобольные торговцы булочных подкармливали кусочками хлеба, поили чаем. Женщины заводили ее к себе домой, кормили чем могли, давали одежду, умывали, расчесывали… И каждый житель Баку при виде ее печально вздыхал, думая о судьбе этой еще недавно блистательной женщины, долгие годы бывшей супругой и опорой удивительного и могучего человека, живой легенды старого Баку Хаджи-Зейнал-Абидина Тагиева.
В один из весенних дней 1936 года Сона-ханум нашли мертвой на улице Баку. Как рассказывают, в ее руке была зажата грязная салфетка с замусоленным кусочком черствого хлеба.