X
08:40 31.03.2023

Светофорные провокации и дорожные неувязки

Первый светофор был установлен возле здания Британского парламента 10 декабря 1868 года в Лондоне. Впервые трёхцветные светофоры с использованием жёлтого сигнала появились в 1920 году. Ответственность за управление светофорами несут специальные дорожные службы, от которых требуется организация четкой работы этих аппаратов с постоянным анализом интенсивности автомобильных потоков.

Светофоры подключены к единому центру, куда стекается информация об их техническом состоянии и работе. Рабочие режимы активируются в зависимости от конкретных дорожных условий, поэтому от грамотного программирования зависит аварийность и скорость потока на дорогах. Ситуация значительно упростилась для водителей и пешеходов при появлении светофоров с функцией обратного отсчета времени. Но и в этом случае есть нюанс: бывает, что время (отсчет) уже вышло, а смена цвета сигнала у такого светофора задерживается. Это может спровоцировать непонятную ситуацию для участников движения.

Такая непонятная ситуация и произошла с нашим знакомым водителем, кстати, достаточно опытным и очень дисциплинированным. Дождавшись на перекрестке конца цифрового отсчета времени горения красного сигнала, он, резонно полагая, что за этим сразу же последует загорание желтого сигнала, а через 3 секунды – зелёного, начал движение. На видеозаписи с камеры фиксации правонарушений, полученной из органов ГИБДД, видно, что другие рядом стоящие автомобили сразу рванули с места и уехали, и судьба их водителей с точки зрения соблюдения ПДД неизвестна, а наш знакомый тронулся, чуть помедлив, и все равно начало его движения пришлось на ещё почему-то горящий красный свет.

Чуть позже он получил извещение о возбуждении административного дела, то есть штрафе, поскольку с формальной точки зрения он проехал на красный сигнал. Никакой опасности для пешеходов и других водителей и возникновения ДТП при этом создано не было. Просто формальность такая, когда, например, перекрыл тенью от собственного бампера линию «Стоп» перед светофором, но наказание все равно получил. Кстати, зачастую извещения о наложенном административном взыскании, то есть штрафе, который можно, если вовремя его получить, оплатить в размере 50 %, приходят с большой задержкой. Но это другой разговор.

Итак, возникает вопрос: почему после отсчёта времени зелёный свет не включился в положенное время? Сколько секунд должен гореть желтый сигнал перед загоранием зеленого? Существует некий регламент (правила), который определяет секундное время каждого сигнала. ГОСТ Р 52289-2004 и Национальный стандарт РФ утверждают, да и мой почти 50-летний водительский опыт подтверждает, что длительность сигнала «красный с желтым» должна быть не более 2 секунд, длительность желтого сигнала во всех случаях должна быть 3 секунды, однако действительность показывает, что бывает и около 5 секунд. А это уже дезориентация водителя, приведение его в недоумение и вообще дезорганизация безопасного дорожного движения.

Продолжая тему светофоров, а вернее, организации их работы, хочется многое сказать. Не всегда светофоры работают, как им положено. Например, почему цифровой отсчет горения зеленого света может вдруг резко оборваться независимо от количества оставшихся секунд?! Почему зеленый свет мигает, как перед завершением горения, но все равно не сменяется?! Почему везде разный алгоритм режима работы светофоров? Очевидно же, что отвлекается внимание водителя на беспричинно мигающий светофор где-то вверху и тем создаются угрозы безопасности внизу, на проезжей части. Да и вообще, есть случаи, когда для одного направления установлены сразу три светофора с разными цифровыми показателями, а для другого – ни одного.

Любому водителю ясно, что при организации дорожного движения не всегда всё делается в пользу безопасности. Многие решения путевых развязок, нанесение дорожной разметки, установка знаков и светофоров оказываются неверными или просто ошибочными. Наши попытки как-то исправить очевидные ляпы и промахи ответственных сотрудников транспортных подразделений администрации города или дорожной службы ГИБДД оказываются безуспешными. Об этом и еще многом другом в организации дорожного движения в Махачкале я писал в своем материале «Дорожная безопасность никого не волнует?» в номере от 25 августа 2022 года, где речь шла о кольцевой развязке транспортных потоков у въезда в город на так называемой новой Каспийской трассе у конного памятника. Проезд со стороны проспекта Шамиля в сторону Редукторного посёлка здесь сопряжён с немалым риском. На этом пересечении регулярно случаются ДТП. К опасным разъездам было привлечено внимание сотрудников Управления транспорта администрации города, которые, напомню, занимаются вопросами регулирования способов разъездов транспорта, разработкой направлений движения транспортных потоков, определения мест установки светофоров, дорожных знаков, нанесения разметки в тех или иных местах согласованно с Госавтоинспекцией. Однако убедить чиновников в правоте моих слов не удалось. Похоже, что целесообразность пересмотра и иного разрешения этой опасной транспортной развязки сотрудникам транспортного отдела не кажется необходимой. Пусть автомобили бьются.

В администрации Махачкалы, соглашаясь с проблемой, этот неоднократно упомянутый в наших публикациях участок опасного кругового пересечения обещают оборудовать светофором или сделать двухуровневым. Но мы же знаем, что даже нанесение простой дорожной разметки может растянуться на годы.

Другой случай. С моими доводами по поводу действительно угрожающего состояния безо­пасности на трёхстороннем перекрёстке улиц Красноярской и Бабаюртовской в Редукторном поселке приглашенный на место инспектор дорожного движения городской автоинспекции согласился и был даже возмущён увиденным, пообещав незамедлительно довести эту информацию до сотрудников администрации города. Просил только позвонить ему и напомнить. В одну из пятниц.

На этом разъезде незаконопослушным водителям при проезде перекрёстка улиц Бабаюртовской и Красноярской – раздолье. Езжай, как тебе нравится, огибай треугольный островок безопасности хоть слева, хоть справа, знаков-то всё равно никаких нет. Во всех вариантах автомобили движутся друг другу точно в лоб.

В администрации еще 23 сентября 2022 года ответили, что разъезд на перекрестке этих улиц планируется разрешить с помощью кругового движения. «Дано поручение обустроить перекресток с круговым движением». То есть пока до исполнения поручения пусть все пользуются треугольным и рискуют возникновением ДТП.

Статьи из «Колесо»

«Капитану» море не нужно

12
Сколько в Китае автозаводов? Думаю, не каждый автоэксперт сможет однозначно ответить на этот...

Камеры: ловят, не ловят…

18
Каждый водитель в силу различных обстоятельств иногда сам становится пассажиром. И невольно...

Штрафы возрастут

9
Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект, который может значительно...

В России ищут пути снижения ДТП

16
План по повышению безопасности движения обсудили на панельных дискуссиях в рамках выставки «Дорога 2024» в Екатеринбурге,...

Карт – ступень к «Формуле-1»

4
Гонки на небольших, легких и маневренных спортивных автомобилях с открытыми колесами,...

«Китайцы» теснят Ладу?

11
В сентябре китайский кроссовер Haval Jolion стал самым продаваемым автомобилем в Москве,...

Судьба легенды

9
Чуть ли не ежедневно прохожу мимо легендарной машины моего детства – Москвича 412. Он...

Свой руль ближе к рукам

12
Продукция белорусских машиностроителей известна практически во всём мире. Карьерные...

Байкеры закрыли мотосезон

11
В Дагестане состоялось официальное закрытие очередного ежегодного мотосезона....