Так быль становится легендой


Французский археолог Фредерик Дюбуа де Монпере в первой половине XIX века написал о горных дорогах Абхазии и Осетии: «Каждый освоенный торговый путь бывает усеян памятниками, городами и селениями, хижины которых отважно забираются до самых высоких районов. По северному склону Кавказского хребта, в направлении к Черкесии, нигде нельзя найти столько церквей или их руин, как вдоль этого древнего пути…».
Остатки христианских (монастырских) храмов и сегодня можно встретить в самых неожиданных и отдаленных местах Северного Кавказа. Но, согласно одному из предположений, строились они отнюдь не для местных жителей, ведь христианство в самом его зарождении – это религия оседлого городского населения. Об этом, к примеру, пишет археолог, доктор наук Владимир Кузнецов: «Если посмотреть список епархий, подчиненных Константинопольской патриархии в XI веке, нетрудно заметить, что подавляющее их большинство носит названия городов. Поэтому ее возникновение и распространение начинается в городах. Прихожанами являлись в первую очередь ремесленники и купцы».
В начале XII века пришедшее на смену Византийской империи Грузинское царство контролировало земли от Черного до Каспийского морей. Грузины обустроили Дарьяльский проход, проложили новые торговые маршруты через Осетию, Ингушетию, Верхнюю Сванетию и Аварию (Дагестан), продолжив религиозную экспансию и распространение христианства.
Очевидно, в то время в Кавказских горах и появился новый тип горного монастыря – небольшой храм с домом-крепостью в виде боевой (сигнально-сторожевой) башни. При нем караван-сарай. Обследование археологов показало, что храмы и башенные комплексы стоят на тропах, которые тянутся как в сторону Дарьяльского прохода, издревле служившего вторым по важности (после Каспийского, который перекрывает Дербент) путем миграции народов и торговых караванов, так и на всем протяжении Транскавказского торгового пути.
Цепочку башен можно проследить в исторических областях Грузии – Тушети, Хевсурети, Мтиулети, Хеви и Рача.
Прекрасно сохранились они в горной Ингушетии, горной Чечне, встречаются и в Дагестане. Наиболее интересными комплексами нагорья Дагестана можно назвать городище «Анцухский замок» в Тляратинском районе (VIII — XIV века) и расположенное в Гунибском районе городище «Анадинский замок» (VIII -XIII века).
— То, что эти строения могли играть важную роль в распространении христианства в Дагестане, видно из тех артефактов, которые иногда удается найти, и сохранившихся среди местных жителей легенд, — говорит известный дагестанский фотохудожник и краевед Хаджимурад Зургалов. Он хорошо знаком с фактами и легендами об исторических событиях и местах, где они происходили, ведь исколесил почти всю республику.
— Моим последним открытием стала каменная стела с изображением болнисского креста. В Грузии такой крест впервые был изображен на восточном фасаде базилики Болниси Сиони, построенной в конце V века, в эпоху правления царя Вахтанга Горгасали. Этот тип креста с тех пор наиболее известен и используем в Грузии, — продолжает Х. Зургалов. – Именно такой высеченный на камне крест в круглой раме я обнаружил в Тляратинском районе на горе Цамаури. Каменная глыба с изображением креста была помещена местными жителями в сооруженный ими «пир», который и в наше время высоко ими почитается. Объяснить происхождение камня местные жители не смогли, однако исходя из географического расположения находки и относительной близости Анцухского городища можно предположить, что в период с VIII по XIV век в этих местах влияние Грузии, в том числе и религиозное, было очень сильным.
Само Анцухское городище расположено на пути прохождения одного из древних торговых путей. Проследить этот маршрут можно от границы с Грузией до Буйнакска. Начинаясь в Бежте, он вел в Тляратинский район, где его следы можно найти у Анцухского городища и селения Мазада, там мы тоже можем увидеть остатки древней башни. Из Тляратинского района дорога шла в Гочоб, Тлярош, Мугурух. Из Чародинского района путь вел в Гунибский район, проходя через знакомые с детства знаковые места.
Недалеко от моего родного аула Бацада располагается безлюдная местность, где раньше располагался хутор Росола, тут древняя дорога пересекается с другим торговым маршрутом. Далее, проходя вдоль Анадинского замка и ряда хуторов Гунибского района, дорога уходит в сторону Гергебиля, откуда через аул Эрпели и Буйнакск выводит нас на Прикаспийскую низменность.
Расположение местности Росола можно найти у слияния двух издревле известных горных рек – Черной и Красной. Черная река сегодня называется Кара-Койсу, а Красная занесена на карты как Бецор. Вторым торговым маршрутом, который в этой местности пересекается с вышеназванной дорогой из Грузии, является путь из Дербента в Чечню. Двигаясь по ней через Кала-Корейш, Ицари, Хосрех и Кумух, попадаешь в Гунибский район, где через аулы Бухты, Бацада и добираешься в местность Росола.
Далее древняя дорога огибает хутора Акнада (аул с таким названием расположен и в Цумадинском районе, где также можно найти остатки башен), Хидиб (аул с таким названием существует в Тляратинском районе), Гордатль, Чохалдиб (тут расположены три башни). Затем дорога выводит в Шамильский район и, пройдя через аулы Зиуриб и Уриб (в которых также сохранились остатки башен), приводит в Хунзах. Далее она уходит в сторону Ботлиха, откуда уже можно выйти в Чечню.
В отличие от Хунзахского плато, где христианские памятники широко известны, история христианства в Гунибском районе изучена значительно меньше, хотя артефакты той эпохи встречаются в наших краях тоже довольно часто. Доказательством давних связей наших мест с Грузией может служить и бытующее среди местного населения самоназвание Гурджистан, обозначающее обширную местность, куда входят аулы Бацада, Кулаб, Шулани, Унты и вышеупомянутое Анадинское городище. Опираясь на данные о времени существования Анадинского замка (VIII -XIII века) и народные легенды, можно определить и эпоху грузинского присутствия. – Ведь не случайно главной легендой наших мест является тайна места погребения грузинской царицы Тамары, – говорит краевед, многозначительно делая акцент на знаменитом имени.
В истории Грузии с именем царицы Тамары связан «Золотой век», когда территория страны заметно расширилась, расцвели ее культура и наука, а само Грузинское царство стало играть важнейшую роль в Малой Азии. Одним из основных методов расширения и укрепления Грузии в те годы было активное распространение христианства среди кавказских горцев, принявшее при царице Тамаре широкий размах. Период ее правления длился с 1184 по 1209/1213 годы и отложился в народной памяти на всем Северном Кавказе в виде многочисленных легенд. При этом точная дата смерти царицы не определена, как и место ее погребения. По одной из грузинских легенд, могила царицы может находиться даже в Палестине.
— Я знаю об этой легенде, однако в наших краях бытует своя, — продолжает свой рассказ Хаджимурад Зургалов. – Впервые я услышал ее еще ребенком от своего деда Зургалава. Когда мне было лет семь, он взял меня с собой в горы, где показал «пир», аналогичный тому, что стоит и на Цамаури. Показал и пещеру, и «голову льва», — вновь многозначительно говорит Зургалов и делает эффектную паузу.
— Там, в горах, дед рассказал мне, что находящаяся на пересечении двух дорог и двух рек местность Росола в начале XIII века стала местом трагических событий. По словам деда, у прекрасной Тамары был возлюбленный из Дагестана, аварец по национальности. Это был очень сильный и мужественный воин из аула Кикуни, который расположен в нынешнем Гергебильском районе.
Незадолго до своей трагической гибели, желая в очередной раз повидаться с любимым, Тамара направилась в Дагестан. Страдая от зоба, она периодически посещала местность Росола, где расположен родник, вода которого, по народным поверьям, содержит соединения йода. Поэтому официальным поводом для поездки были лечение и миссионерская деятельность. Чтобы не привлекать внимания, царица собиралась в поездку максимально скрытно и, облачившись странствующей миссионеркой, тронулась в путь в сопровождении небольшой свиты и охраны. Царица захватила с собой ручную львицу и охотничьего сокола, которые, согласно легенде, неизменно сопровождали ее в странствиях.
Предполагая остановиться в окрестностях дагестанского Гурджистана, царица надеялась быть и под защитой местных жителей. Прибыв в Росола, она начала свою миссионерскую деятельность, разослав в разные стороны гонцов, которые должны были сообщить жителям окрестных аулов о ее прибытии.
Гонец был послан и в Кикуни, однако повидаться с возлюбленным царица не успела. Узнав, кем на самом деле является таинственная миссионерка, на ее лагерь напали разбойники, решившие, что, кроме религиозной литературы, у царицы непременно найдутся и немалые ценности.
С помощью местных жителей нападение разбойников было отбито, однако сама Тамара была смертельно ранена вражеской стрелой и вскоре умерла.
Согласно еще одной легенде, царица похоронена недалеко от места своей гибели, а на ее могиле был оставлен знак в виде каменной головы льва. Видимо, эти легенды и послужили основой народного поверья о несметных богатствах, якобы спрятанных в окрестностях Росола после гибели грузинской царицы. Местонахождение головы льва, обозначающей место погребения царицы Тамары, занимает умы многих поколений горцев, которым известно об этой легенде.
Уже давно вскрыт «черными» копателями тот самый «пир», который местные жители почитают как могилу царицы Тамары. Во время поисков сокровищ была вскрыта и древняя могила у каменной головы льва. Мой дед застал во время раскопок жителей соседнего района и заставил их вернуть находки. Среди них были драгоценная мантия и медный крест, который сегодня хранится у меня. Дед показал мне и несколько мест, где, согласно легендам, могут быть спрятаны сокровища царицы Тамары, которые, возможно, на самом деле ждут в земле своего часа. Известны мне и другие интересные легенды, связанные с событиями тех веков, о которых расскажу тебе позднее, — завершает свой рассказ сам уже ставший легендарным фотохудожник и зовет меня во двор, где красуется предмет его особой гордости.
За свою фотосерию «Летят журавли» Хаджимурад Зургалов недавно получил в дар от земляков Расула Гамзатова автомобиль «Москвич-400», принадлежавший отцу поэта – Гамзату Цадасе. За рулем этого авто, как говорят, сиживал и сам Расул. И хотя это уже быль, но любая быль однажды становится легендой.
Статьи из «Общество»
Вклад бежтинцев в Победу

Правда, которую не стереть

Особая профессия

Проводник добра

Майский старт

Равняйсь! Стройся!

Дань прошлому

Если ваши права нарушены…
