Такси: ажиотажа нет
Закон «О такси» уже не один месяц будоражит умы частных извозчиков. Мнения высказываются самые разные. «Дагестанская правда» опубликовала статью, отражающую точку зрения на новый закон одного из таксистов. Сегодня свою точку зрения разъясняет один из руководителей государственного органа - первый заместитель председателя Комитета Правительства по транспорту РД Магомедгаджи Раджабов.
— Известно, когда принимается новый закон, у профильных организаций, обеспечивающих его сопровождение, как правило, появляется большая нагрузка, а населению приходится стоять в очередях. Магомедгаджи Мустафаевич, как проходит реализация закона о такси?
— По республике на сегодняшний день выдано 1222 разрешения, и несколько десятков материалов находятся на рассмотрении. Ажиотажа и очередей нет. Для этого нами был специально сформирован отдел по выдаче разрешений на таксомоторную перевозку. Люди, работающие в нем, имеют высокую квалификацию и солидный трудовой стаж. Запас бланков есть. Если даже человек не знает, где и какой получить документ, куда обратиться для покупки таксометра, цветографической схемы и пр., мы готовы его проинформировать.
— То есть можно смело заявить таксистам, что очередей и бюрократических проволочек нет? Приходите и регистрируйтесь?
— Да. После того как закон вступил в силу, мы в октябре прошлого года собрали перевозчиков. Помнится, тогда все были очень напряжены, но после беседы люди немного успокоились. Им было разъяснено, что раз есть Федеральный закон, то его надо исполнять, но дополнительных препятствий мы чинить не собираемся. Главная наша задача — соблюсти правовые нормы, не загоняя человека в угол. После было еще несколько встреч. Мы стараемся максимально информировать о процедуре получения лицензии. На нашем сайте можно найти всю интересующую информацию по этому вопросу. Комитет сейчас готов поддержать инициативу – пока не штрафовать таксистов, но так будет не всегда. Рано или поздно штрафные санкции начнут применяться, поэтому призываю всех приходить и получать лицензии. Повторю: комитет в состоянии принять всех желающих.
— Федеральный закон жестко регламентирует не все пункты деятельности таксистов. Некоторые из них входят в компетенцию субъектов. Например, единый цвет для автомобилей. Будет ли он вводиться на территории нашей республики?
— Нет. Об этом мы говорили еще в нашу первую встречу с таксистами. Для нас главное – техническое состояние машины, а не ее цвет. Если на федеральном уровне не будет ультимативных изменений, то собственным решением вводить единый цвет мы не будем.
— Что такое посадка? Почему человек должен платить 30, 40 или 50 рублей, в зависимости от компании, только за то, что он сел в автомобиль?
— Это не новое, а хорошо забытое старое. При коммунизме такая норма тоже существовала, и посадка стоила 20 копеек. Единственное различие, что тогда эта сумма была жестко регламентирована, а сейчас все определяет конкуренция. Поэтому наши таксисты пошли немного другим путем. Они ввели минимальную стоимость заказа. В Кизляре она 50 рублей, Избербаше — 20 рублей, Махачкале — 80 рублей. К примеру, человек садится в Махачкале за 80 рублей, за эти деньги он едет 4 км, а потом уже счет идет по 10 рублей за километр.
Если же во время пути человек просит остановиться, то минута простоя обойдется ему в три рубля. Все это примерно. Каждый оператор и таксист устанавливают свои тарифы, отсюда и начинается конкуренция.
— Таксист отдает эти деньги за посадку какой-либо госструктуре?
— Нет. Никуда и никому он эти деньги не отдает, они идут в его общую выручку.
— Обязателен ли ежедневный предрейсовый технический и медицинский осмотры? С крупными фирмами все более-менее понятно. Они могут позволить себе нанять персонал для выполнения этих функций. А как быть частнику? Он ведь не сможет платить зарплату двум специалистам?
— Перед каждым выездом все таксисты должны проходить эти осмотры. Частники могут заключить договора с предприятием, которое располагает соответствующей базой для этого.
— Новый закон устанавливает жесткие рамки по стажу водителя, желающего стать таксистом. У нас молодая республика, а с работой, скажем так, негусто. Можно ли в Дагестане эти нормы как-то скорректировать под наши реалии?
— К сожалению, этот пункт закона не относится к перечню, который отдан на усмотрение субъектов, но выход мы постараемся найти. Есть различные организации, объединяющие таксистов. Одна из них – межрегиональная общественная организация автомобилистов «Свобода выбора». Председателем Координационного совета этой организации является депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. Он был 23 января в Краснодаре на общем съезде перевозчиков. Туда же прибыла делегация и от наших таксистов, которая вышла с предложением сделать для Дагестана поправку в закон, снижающую рабочий стаж хотя бы до двух лет. Сначала Вячеслав Иванович сказал, что это не обсуждается, но когда ему обрисовали сложившуюся ситуацию в республике, обещал попытаться помочь в этом вопросе.
— В законе есть еще такой момент, как квотирование, причем ограничивать или нет количество таксистов, решает субъект РФ. Будет у нас вводиться эта мера?
— Недавно с официальным письмом к нам обратилась администрация столицы с просьбой об ограничении выдачи в Махачкале до полутора-двух тысяч разрешений, но по закону мы не имеем на это права. В документах не прописывается, в каком населенном пункте республики будет работать человек. Более того, до 2015 года ограничивать выдачу разрешений мы не имеем права. Квотировать перевозочную деятельность в городе станет возможным только после изучения пассажиропотока, реальных потребностей населения, только после принятия Федерального закона № 69 в 2015 году. Но, думаю, даже после вступления закона в силу у нас по ряду объективных причин, озвученных выше, до сокращения дело не дойдет. Тем более есть ведь общеизвестные методы определения потребностей населения в легковом такси: одна машина на тысячу жителей при условии развитой структуры пассажирского транспорта общего пользования (трамваи, троллейбусы, сочлененные автобусы). Всего этого у нас нет. Значит, смело можно умножать эту цифру на два. В результате нехитрых вычислений мы получим цифру в 6 тысяч легковых такси на республику.