Таможня отменяет «добро»?
В потоке автомобилей часто можно видеть транспортные средства с номерами, выданными в Республике Армения. Потоку машин из дружественной страны способствовало вступление Армении к ЕАЭС. По некоторым данным, по российским дорогам ездят более 300 тысяч автомобилей с армянскими номерами. Много их и в нашей республике. Все они законно пересекли границы, на ввоз этих машин таможня дала «добро».
Однако в последнее время все чаще слышны разговоры о том, что владельцам автомобилей на армянском учёте будет туго. СМИ пишут, что в некоторых регионах уже начали задерживать такие машины. Что случилось? Если транспортные средства их владельцы ввезли в страну законно, если таможня на это дало добро, почему они вдруг стали нарушителями? И нарушителями чего?
Вот что сообщается по этому поводу на сайте Федеральной таможенной службы. «В соответствии с Договором о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года (подписан в г. Минске 10 октября 2014 г., далее – Договор о присоединении) транспортное средство, выпущенное в свободное обращение на территории Республики Армения до даты подписания Договора о присоединении (то есть до 10 октября 2014 г.), является товаром ЕАЭС. Товары ЕАЭС свободно перемещаются между территориями государств – членов ЕАЭС без совершения таможенных операций, связанных с выпуском таких товаров.
Согласно пунктам 13, 31 Условий и переходных положений, в случае если автомобиль выпущен в свободное обращение в Республике Армения после даты подписания Договора о присоединении (после 10 октября 2014 г.) и таможенные пошлины, налоги уплачены по сниженным ставкам в соответствии с законодательством Республики Армения, такой автомобиль признается в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации иностранным товаром:
– до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования»;
– до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств (до 1 января 2023 года).
На основании пункта 35 Условий и переходных положений автомобили, выпущенные в свободное обращение в Республике Армения после 10 октября 2014 г. по сниженным ставкам таможенных пошлин, налогов, могут временно ввозиться на территорию Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения.
Поговаривают, что продавцы в Армении схватились за голову, т.к. больше некому стало продавать машины по серой схеме
Ввоз и использование на территории Российской Федерации таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территории Российской Федерации допускаются только при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».
То есть если привезенный в Россию автомобиль был растаможен в Армении до 10 октября 2014 года, то к нему нет никаких вопросов. А если после – то будь добр оплатить разницу между таможенными пошлинами в наших странах. Если только ты не являешься гражданином Армении, приехавшим в Россию на своем транспорте на некоторое время (до года).
Может быть, стоит владельцам таких машин уплатить разницу в пошлинах и тем самым узаконить свои действия? Ведь жить по закону намного спокойнее и выгоднее. Однако тут камнем преткновения становится размер таможенных пошлин. Один из владельцев таких машин приводит калькуляцию и показывает, что за растаможку машины, которую он купил в Армении за 350 тысяч рублей, ему придется заплатить более одного миллиона рублей. Вкупе с утилизационными и другими сборами стоимость его машины доходит до полутора миллионов. «Если бы у меня были такие деньги, я бы купил машину здесь», – с грустью говорит он в одной из соцсетей.
Разъяснение ФТС вызывает еще больше вопросов. Почему же, если людям, купившим машину в Армении, предстоит понести и другие существенные расходы, нельзя было сказать им об этом? Почему официальные власти сквозь пальцы смотрели на это? Иными словами, как же так получилось, что пропустили столько машин, раз это незаконно?
Однако эксперты и юристы смотрят на ситуацию с иной точки зрения, которая окажется куда сложнее, чем это способен понять обыватель. Они отсылают негодующих к пункту 40 Договора о присоединении Армении к ЕАЭС, где написано: «Республика Армения обеспечит использование товаров, в отношении которых применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению со ставками пошлин ЕТТ ЕАЭС, только в пределах своей территории и примет меры по недопущению вывоза таких товаров на территории других государств – членов Евразийского экономического союза без доплаты разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ЕТТ ЕАЭС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров на территорию Республики Армения».
Вот, оказывается, где зарыта собака. Вступая в экономический союз, Армения взяла на себя обязательства по недопущению вывоза таких автомобилей из своей страны без уплаты разницы в таможенных пошлинах. Каким образом можно было это делать? Возможно, передавать информацию коллегам на пункты пропуска в РФ, Казахстан и Беларусь. Было ли это сделано? Судя по всему, нет. Кстати, уже установлены случаи, когда автомобили были завезены гражданами Армении и проданы уже на территории РФ. В таких случаях предъявлять что-либо на границе просто невозможно.
Еще эксперты утверждают, что при прохождении таможенного контроля таможенники заведомо не знают статус товара, под какие таможенные процедуры они помещались и по каким ставкам производилось таможенное декларирование. Если бы существовала сухопутная граница между Арменией и Россией, то на границе никто бы и не видел таможенников, и машины могли бы беспрепятственно передвигаться через границу. И в том, и в этом случае обязанность по таможенному декларированию лежит на собственнике (заинтересованном лице), а не на таможеннике.
Поговаривают, что продавцы в Армении схватились за голову, т.к. больше некому стало продавать машины по серой схеме. Но на самом деле за голову должны схватиться те люди, которые позарились на дешевые машины и невольно оказались нарушителями. Что с ними делать? Ответа пока нет. Надо полагать, этот вопрос непременно будет задан Президенту России на очередном прямом диалоге с народом. Больше некому на него отвечать.